Письмо МЭР о саморегулировании в области обеспечения пожарной безопасности

[IMG]42042[/IMG]В свете отмены лицензирования в области МЧС и перехода отрасли к саморегулированию я буду выкладывать ряд материалов и законопроектов, связанных с этой темой, и полемику, развернувшуюся в связи с этим вопросом.


Полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации А.В. Логинову

Уважаемый Андрей Викторович!

Минэкономразвития России рассмотрело проект федерального закона №305620-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности (далее - законопроект), подготовленный ко второму чтению Комитетом Государственной Думы по собственности, и сообщает.

1.В части 3 статьи 39/3 законопроекта необходимо исключить из перечня видов деятельности, осуществляемых физическими лицами - членами саморегулируемых организаций в области экспертиз и оценки пожарных рисков, разработку проектной документации. В настоящее время разработка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, и выполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемых организаций и имеющими свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданное указанной организацией.

Для целей получения указанного свидетельства заявителю необходимо, в числе прочего, подтвердить компетенцию сотрудников, выполняющих работы по подготовке проектной документации, и обеспечить имущественную ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, введение дополнительного требования об обязательном членстве физических лиц, выполняющих отдельные виды работ, имеющие противопожарную специфику, в рамках комплекса работ по подготовке проектной документации, в саморегулируемых организациях в области экспертиз и оценки пожарных рисков представляется излишним.

2. Частью 3 статьи 39/3 законопроекта также предусматривается обязательное членство в саморегулируемых организациях в области экспертиз и оценки пожарных рисков физических лиц, выполняющих работы по экспертизе проектной документации. По мнению Минэкономразвития России, введение указанного требования является преждевременным, поскольку не учитывает положений Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 982-р, направленного на развитие института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В рамках реализации указанного плана Правительством Российской Федерации в настоящее время ведется разработка законопроекта направленного па развитие института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В соответствии с решениями, принятыми на совещании по вопросам развития системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведенном Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака (протокол от 25 ноября 2010 г. № ДК-П9-146пр), с 2011 г. предусматривается введение системы аккредитации организаций негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - организаций негосударственной экспертизы) в качестве обязательного условия для получения права па осуществление деятельности по негосударственной экспертизе, а с 2013 г. - требования об обязательном членстве организаций негосударственной экспертизы в еаморегулирусмых организациях, сформированных для этих целей.

Таким образом, предъявление специфических требований к лицам, участвующим в проведении работ по экспертизе проектной документации, в рамках каждого из указанных законопроектов приведет к возникновению избыточной административной нагрузки на хозяйствующих субъектов. Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, недостаточно обоснованным представляется установление требований по членству в еаморегулируемых организациях только к отдельной категории лиц (экспертов в области пожарной безопасности), участвующих в проведении работ по комплексной экспертизе проектной документации.

С учетом изложенного, представляется целесообразным исключить из состава регулируемых законопроектом видов деятельности экспертизу проектной документации.

3. Кроме того, недостаточно обоснованным представляется включение требования о членстве в саморегулируемых организациях в области экспертиз и оценки пожарных рисков физических лип. осуществляющих проведение научно-технического консультирования (часть 3 статьи 39/3 законопроекта), ввиду неопределенности предмета регулирования и сопутствующих осуществлению указанного вида деятельности рисков.

4. Частью 2 статьи 39/3 законопроекта предусматривается необходимость объединения в саморегулируемые организации субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих монтаж, ремонт и обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности, а также проведение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Вместе с тем. состав технических средств и оборудования, относимых законопроектом к системам обеспечения пожарной безопасности, не определен, что создает противоречия (дублирование) с действующей нормативно-правовой базой, в частности, с приказом Мипрсгиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с письмом Национального объединения строителей о противоречии (дублировании) требований законопроекта к видам деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности, работам по огнезащите материалов, изделий и конструкций, требованиям законодательства о градостроительной деятельности (копия прилагается) Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.11. Козаком поручено МЧС России. Миирегиопу России и Минэкономразвития России в срок до 11 января 2011 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения по урегулированию указанных противоречий (копия поручения прилагается).
Принятие законопроекта в представленной редакции приведет к установлению избыточных требований для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих указанные виды работ, и повлечет необходимость членства указанных лиц в нескольких самореплируемых организациях, что. в свою очередь, увеличит финансовую и административную нагрузку па участников рынка строительства. По мнению Минэкономразвития России, при подготовке решений по устранению указанных противоречий целесообразно предусмотреть возможность осуществления отдельных видов деятельности (работ) лицами, являющимися членами еаморегулирусмых организаций в области пожарной безопасности, а также возможность допуска на рынок за счет членства в саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в случаях, если сфера деятельности указанных лиц не ограничивается вопросами исключительно пожарной безопасности. Реализация указанного подхода, с одной стороны, позволит сократить финансовую нагрузку на организации, специализирующиеся на выполнении работ в области обеспечения пожарной безопасности за счет пониженных взносов в компенсационный фонд, а с другой - не увеличит нагрузку на хозяйствующих субъектов, выполняющих стронтсльпо-моптажпые работы и за пределами сферы пожарной безопасности.

5. Статьей 39/4 законопроекта устанавливаются требования к саморегулируемым организациям в области обеспечения пожарной безопасности в части наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности. Отмечаем, что при введении обязательного страхования должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации. Указанные требования в законопроекте отсутствуют.

6. В законопроекте отсутствуют положения по управлению средствами формируемых саморегулируемыми организациями компенсационных фондов, а также основания для осуществления выплат в случае причинения лицами - членами саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности вреда в результате некачественно выполненных работ. Кроме того, в законопроекте отсутствуют положения, регламентирующие вопросы осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью еаморегулирусмых организаций в области обеспечения пожарной безопасности и вопросы осуществления указанными саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов.
Кроме того, сообщаем, что по законопроекту имеются замечания юридико-техпического характера, в том числе в части используемой терминологии.
С учетом изложенного, проект федерального закона № 305620-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности еаморегулирусмых организаций в области пожарной безопасности нуждается в доработке и может быть поддержан при условии учета изложенных выше замечаний.

О.В. Фомичев

Ссылки по теме:
ПРОЕКТ № 305620-5 ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРВОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТА НОСТРОЯ Е.В. БАСИНА О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВТОРОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТА НОСТРОЯ Е.В. БАСИНА О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПИСЬМО МРР О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лалаян Владимир
18.02.2011 09:28
 6374

Комментарии:

Комментариев нет