НЕЗАКОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ ДОПУСКА СРО. ПОСЛЕДСТВИЯ.
СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ ДОПУСКА СРО. ПОСЛЕДСТВИЯ.
На сегодняшний день существуют организации, осуществляющие свою деятельность без соблюдения требований о получении свидетельства о допуске к работам (ст. 55.8, п.1 Градостроительного кодекса: организация вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного сморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске).
Заказчики не всегда задумываются о последствиях работы с подрядчиками, у которых нет допуска СРО. Обычно такие подрядчики могут предложить свои услуги по более выгодной цене, что является решающим преимуществом в подобном выборе.
Возможно ли обойтись в данном вопросе без последствий? Есть ли вообще какие-либо последствия от ведения работ без допуска СРО? В каких случаях это возможно? Можно ли избежать ответственности?
Попробуем разобрать эти и другие вопросы, опираясь на букву закона.
Итак, перечень работ, на которые необходим в обязательном порядке допуск СРО, установлен 624 Приказом Минрегионразвития. Также сказано, что данные виды работ не требуют свидетельства о допуске : в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Таким образом, если вы выполняете виды работ, указанные в 624 Приказе Минрегионразвития без допуска СРО, но на объектах, подходящие под вышеизложенное описание, то можете спать спокойно. Никакой административной или иной ответственности за отсутствие свидетельства Вам не грозит.
Теперь же давайте разберем случай, при котором выполняемые виды работ соответствуют перечню 624 Приказа Минрегионразвития на соответствующих объектах, не попадающим под описание, и нет допуска. Мы разберем данную ситуацию с двух сторон: если Вы подрядчик, и если Вы заказчик.
1.Ответственность подрядчика:
Согласно статье 9.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, организации, выполняющей данные виды работ без допуска СРО грозит штраф в размере от 40 000 до 50 000 тыс. руб. На основании пункта 1 ст. 23.69 Кодекса РФ об административных правонарушениях такие дела рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций – РОСТЕХНАДЗОР (пост. Правительства РФ от 19.11.2008 г. №864)
Если подрядчик работает без допуска СРО – это нарушение статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Налоговая инспекция, либо прокурор вправе заявить иск о принудительной ликвидации подрядчика, согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. №23.
Гражданский кодекс (ст. 61, пункт 2) также предусматривает ликвидацию общества в случае осуществления деятельности с неоднократным или грубым нарушением закона (что относится к статье 55.8 Грк РФ)
Также, саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса (ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ). Минимальный размер компенсационного фонда – 30 млн. руб. Об этом не стоит забывать, ведь при нанесении ущерба, если нет допуска СРО, к кому обращаться за возмещением? Для заказчика это является откровенным риском.
И наконец, последнее: пункт 1, ст. 171 Уголовного кодекса РФ, Незаконное предпринимательство – Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
И пункт 2, ст. 171 УК РФ –
То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
И ответственность несет прежде всего руководитель организации. Нужен ли целой строительной, или проектной, или изыскательской организации подобный штраф, который превышает размер компенсационного фонда СРО?
2. Ответственность заказчика:
И здесь прежде всего хочется сказать о возможных налоговых последствиях сделки с подрядчиком, у которого по разным причинам отсутствует допуск СРО.
Письмо Минфина России от 06.10.2009г. №03-03-06/2/188: Учитывая, что организация, не имеющая лицензию на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность, расходы по оплате услуг, оказанных такой организацией, по нашему мнению, обоснованными не являются и, соответственно, не учитываются при налогообложении прибыли
Данный вывод можно применить и к строительной организации, не имеющей свидетельства о допуске.
Далее, п.1, ст. 422 Гражданского кодекса РФ и п. 1, ст. 55.8 Грк РФ вместе дают следующий результат: отсутствие свидетельства о допуске у подрядчика не соответствует правилам, а значит сделка не действительна.
Таким образом, вывод можно сделать однозначный: возможные риски для компаний, занимающихся строительством, проектированием, изыскательской деятельностью, превышают экономию на получении свидетельства о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.