Технология начинается с экологии, или пять вопросов от эколога. Итоги работы экологических служб Ростехнадзора
Как совершенно справедливо заметил А.И. Масалевич, любая технология начинается с экологии и заканчивается ею. Таким образом, все предприятия, находящиеся в поле зрения государственных надзорных органов, должны быть проверяемы экологами. Как увеличить объем проверок, чтобы охватывать не 10% производств в год, а хотя бы в 2–3 раза больше?
Обсуждению этой проблемы на совещании было уделено немало времени. В.Ф. Садовский, заместитель руководителя УТЭН Ростехнадзора по Челябинской области, предложил использовать их опыт взаимодействия с представителями других видов надзора. С 2005 года челябинские инспекторы, проводя проверки по своему профилю, обязательно освещают в заключительных актах перечень вопросов, предложенных экологами: есть ли у данного предприятия лицензия, разрешения на сбросы и выбросы, согласованы ли лимиты, разработаны ли тома ПДВ и ПДС. Отсутствие нормативных правовых документов сразу обращает внимание экологических служб на то, что необходимо провести на данном предприятии свою проверку.
– Инспекторы технологического, горного или энергетического надзора не могут и не должны подменять экологов, но проверить наличие документов вполне способны. Энергетики или горняки не будут контролировать качество документов, а только собирать информацию. Надо выработать перечень из нескольких, допустим пяти, простых вопросов от экологов, которые обязательно включать в задания на проверку всем инспекторам, – одобрил идею челябинцев А.М. Сидякин.
Необходимость такой координации действий подтверждают цифры, приведенные начальником межрегионального отдела нормирования и администрирования платежей МТУ Ростехнадзора по УрФО Л.И. Воробьевой: из 9028 предприятий округа, имеющих на своем балансе стационарные источники выбросов, утвержденные тома ПДВ есть только у 7063 (78%); 800 предприятий владеют источниками сточных вод, тома ПДС разработаны у 683 (83%).
Большое внимание на совещании было уделено вопросу административной и судебной практики. Далеко не все претензии к нерадивым природопользователям со стороны Ростехнадзора находят понимание в судебных инстанциях. С одной стороны, это связано с непроработанной до конца законодательной базой, что позволяет по-разному трактовать ту или иную формулировку законов, а с другой, как отметил Н.Я. Крупинин, мы сами даем возможность выигрывать у нас судебные дела плохо составленными документами, низкой доказательной базой. Необходимо обучать инспекторский состав работе по подготовке материалов для судебных инстанций, а кроме того, шире использовать общественное мнение, взаимодействовать со СМИ, чтобы каждый выявленный Ростехнадзором факт нарушения предприятиями природоохранного законодательства становился достоянием общественности.
– Приведу только один пример. Из 1 113 предприятий, имеющих стационарные источники выбросов на территории Ханты-Мансийского автономного округа, 533 работают без утвержденных проектов ПДВ, то есть 52%. И ни одного материала о приостановке деятельности за год! Никто не призывает бездумно карать, но государственная служба должна стоять на страже интересов граждан, проживающих на территории страны, – такова точка зрения Н.Я. Крупинина.
– Будем учиться дружнее работать с правоохранительными органами. На мой взгляд, лучший способ взаимодействия с прокурорским надзором – упреждение. Не ждать, когда нам поручат провести проверку, а самим встречаться с прокурорами, передавать материалы на нарушителей, вплоть до руководителей муниципалитетов, где никак не могут найти средства на постройку полигона ТБО или закрывают глаза на строительство жилья без каких-либо разрешительных документов, – сказал А.М. Сидякин.
Не обошли вниманием на совещании и один из самых острых – кадровый вопрос. Каковы критерии эффективности работы инспектора: количество проверок, предотвращенный ущерб? Что считать результативностью – увеличение количества выявленных нарушений или, наоборот, их уменьшение?
– С одной стороны, по общепризнанной практике, показатели должны быть выше уровня прошлого года, но, с другой, если инспектор на каждой новой проверке вновь и вновь находит нарушения, значит, он с этим предприятием не работает. Должно быть так – инспектор выписывает предписания, недостатки устраняются и новые не появляются, таким образом, планомерно показатель выявленных нарушений должен снижаться, – эту мысль В.Ф. Садовский высказывает не первый раз, но ему резонно возражают – каждый год инспектор проверяет все новые предприятия, поэтому говорить об уменьшении числа нарушений, выявленных инспектором в год, преждевременно.
– Это можно сделать критерием оценки работы УТЭН. Приехали в очередной раз проверяющие, пошли на предприятие, где были в прошлый раз, и посмотрели – как выполнены предписания, насколько инспектор скрупулезно отслеживал ситуацию? Если все недостатки устранены – честь и хвала инспектору, а если нет, то грош цена ранее проведенной проверке. Дело ведь не в том, чтобы проверить и отчитаться, суть в реальной работе по улучшению экологической обстановки в стране. Ради этого работает вся наша служба и каждый ее специалист, – подытожил А.И. Масалевич