Свириденко Владимир Федорович, к.т.н.
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены этапы планирования работ по качеству на предприятии
при разработке и изготовлении продукции.
Представлена форма плана качества при проектировании или изготовлении.
Статья может быть полезна руководителям предприятия и менеджерам по качеству.
Планирование работ по качеству
Напомним в соответствии с [ 1 ]основные термины и определения:
— документ: Информация и соответствующий носитель;
— запись: Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности;
— информация: Значимые данные;
— испытание: Определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре;
— контроль: Процедура оценивания соответствия путём наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой;
— мониторинг: Постоянное наблюдение за продукцией на соответствующих стадиях жизненного цикла, согласно запланированным мероприятиям, с целью проверки соответствия характеристик продукции установленным требованиям;
— нормативная и техническая информация: Документы, устанавливающие требования;
— поставщик: Организация или лицо, предоставляющее продукцию;
— потребитель: Организация или лицо, получающее продукцию;
— процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса;
— требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
При планировании работ по качеству выполняем следующие действия:
— определяем мероприятия (работы), обеспечивающих бездефектное производство продукции;
— определяем методы и средства по выполнению работ;
— определяем последовательность выполнения работ и назначение исполнителей;
— контролируем выполненные работы и проводим анализ по достижению поставленных целей;
— представляем объективные свидетельства готовности производства к изготовлению продукции, в соответствии с установленными требованиями (протокол готовности производства).
Планы качества [ 2 ]составляются на работы следующего вида:
— план работ по качеству предприятия в целом;
— план работ по качеству структурных подразделений предприятия;
— план работ по качеству при изготовлении продукции;
— план работ по качеству при проектировании продукции.
Планы работ по качеству (далее по тексту — план по качеству) составляется в основном на 1 год со сроком окончания в декабре текущего года или же на период проектирования и изготовления продукции.
Разработку проекта общего плана по качеству предприятия осуществляет отдел качества.
План рассматривается у руководства директора по направлениям и утверждается Директором.
Аналогично разрабатываются и утверждаются планы качества по другим направлениям.
Разработку планов по качеству подразделений осуществляют их руководители при участии уполномоченных по качеству с учетом содержания плана по качеству предприятия и требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 по своему профилю работ.
Состав и содержание плана работ по качеству предприятия
План по качеству предприятия включает перечень задач, вытекающих из политики и целей в области качества предприятия, производственных планов предприятия и его подразделений, результатов работы по сертификации, получению лицензий Ростехнадзора, предложений руководителей подразделений.
План по качеству предприятия должен содержать следующие разделы:
— разработка или уточнение политики и целей в области качества;
— разработка планов качества подразделений;
— программы обеспечения качества изделий;
— мероприятия по контролю за выполнением разделов плана качества;
— комплексный анализ качества продукции и работ;
— внутренние проверки системы качества в подразделениях;
— обучение методам обеспечения качества;
— совершенствование и сертификация системы качества;
— разработка методической, нормативной и другой документации системы качества;
— подготовка и проведение работ для получения лицензий на право проектирования и изготовления продукции.
Разделы плана по качеству предприятия должны содержать следующие подразделы:
— перечень задач;
— разработка методов решения задач и формулировка организационно-технических мероприятий по внедрению полученных решений;
— проведение организационно-технических мероприятий по решению задач качества;
— контроль исполнения и отчетность.
Состав и содержание планов работ по качеству подразделений
Планы по качеству подразделений разрабатываются на основании и с учетом задач, поставленных в плане по качеству предприятия, вытекающих из функций подразделений в системе менеджмента качества, а также хозяйственной и производственной деятельности подразделения.
Основная задача планов по качеству подразделений — управление бездефектным производством продукции в подразделении.
Планы по качеству подразделений должны содержать следующие разделы:
— перечень производимой продукции (изделия, конструкторская документация (КД), технологические и другие инструкции, отчеты и т.п.), охватываемой работами по плану качества подразделения;
— организационно-техническая подготовка выпуска продукции высокого качества и технического уровня, отвечающей современным требованиям;
— оперативное управление производственным процессом подразделения.
Раздел Перечень производимой продукции должен включать те виды продукции, по которой выявлены:
— значительные отклонения в качестве при изготовлении;
— сложности и неясности при разработке КД; разработке инструкций и другой документации.
Раздел Организационно-техническая подготовка выпуска продукции должен содержать подразделы:
— анализ рекламаций, разовых отклонений, актов на брак, актов авторского надзора за изготовлением, извещений об изменениях;
— анализ фактического уровня качества продукции при производстве;
— анализ стабильности и точности технологических процессов;
— разработка программ обеспечения качества при изготовлении;
— анализ и разработка программ по повторяющимся ошибкам в КД;
— разработка методик анализа затрат на качество при изготовлении;
— разработка и согласование план-графиков работ по контролю точности технологического оборудования, техническому контролю готовой продукции, контролю соблюдения технологической дисциплины, поверки средств измерения, авторского надзора, метрологического надзора;
— разработка программ обучения персонала методам повышения качества;
— согласование программ и плана внутренней проверки функционирования системы менеджмента качества в подразделении.
Раздел Оперативное управление производственным процессом подразделения должен содержать подразделы:
— контроль результатов организационно-технической подготовки производства;
— оперативное управление производственной программой и качеством изготовления продукции;
— реализация программ обеспечения качества;
— технического обслуживание производства;
— контроль качества продукции, техпроцессов, систем измерения и т.п.;
—— проведение совместно с отделом качества внутренней проверки действия системы менеджмента качества в подразделение.
Состав и содержание плана работ по качеству при изготовлении продукции
Указанный план работ составляется при наличие в договоре на изготовление регламентированных требований по качеству продукции.
План работ по качеству при изготовлении продукции должен содержать следующие разделы:
- регистрационный номер договора (контракта) на изготовление продукции;
- наименование оборудования;
- номер сертификата качества СМК или сведения о программе обеспечения качества при изготовлении;
- класс безопасности изготавливаемого оборудования, установленный в соответствии с действующими нормативами;
- категория обеспечения качества изготовления продукции, если эта категория установлена Заказчиком;
- тип точки контроля качества изготовления;
- наименование технологической или контрольной операции;
- наименование деталей (узлов), на которые распространяется данная технологическая или контрольная операция;
- наименование документов по регистрации результатов ;
- наименование контролирующей организации;
- ответственный исполнитель по точке контроля.
Устанавливаются следующие типы контрольных точек плана качества изготовления продукции:
Точка W - точка освидетельствования; Для Поставщика - означает, что к моменту проведения рассматриваемой контрольной операции инспектор контролирующей организации должен быть уведомлён о том, что какая-то часть производства готова к инспекции (испытаниям). При этом всё производство изделия, при проведении инспекции (испытания) не останавливается.
Точка H – точка остановки (задержки). Для Поставщика - означает, что производство должно быть приостановлено для того, чтобы инспектор контролирующей организации проводил инспекцию или испытание. Без одобрения инспектора дальнейшее проведение производственных операций невозможно.
Точка R – точка отчета. Для Поставщика - означает, что к моменту проведения рассматриваемой контрольной операции инспектору контролирующей организации должен быть направлен отчет о том, что какая-то часть производства проверена Поставщиком.
Форма плана работ по качеству при изготовлении или проектировании продукции приведена в приложении Д.
Состав и содержание плана работ по качеству при проектировании продукции
Указанный план работ составляется при наличие в договоре требований по качеству проектных работ.
Содержание плана работ по качеству при проектировании аналогично вышеизложенному.
Ответственность и контроль за выполнением планов качества
Контроль за выполнением планов по качеству подразделений осуществляют:
— уполномоченный подразделения по качеству - постоянно;
— руководители подразделений - ежемесячно;
— отдел качества - ежемесячно;
— заместители директора по подчиненности - ежеквартально;
— первый заместитель - 1 раз в полугодие.
При контроле выполнения плана должны быть использованы все виды информации.
Начальник подразделения организовывает совещания, где заслушивает сообщения подчиненных и уполномоченного по качеству по итогам контроля выполнения плана по качеству.
В конце года руководитель подразделения оформляет годовой отчет по качеству, докладывает и защищает отчет на Дне качества и утверждает у заместителя директора предприятия по подчиненности.
Контроль за выполнением плана по качеству предприятия
6.2.1 Контроль за выполнением плана по качеству предприятия осуществляют:
— уполномоченные по качеству — постоянно;
— отдел качества — постоянно;
— руководители подразделений — ежемесячно;
— заместители директора по направлению работ — ежемесячно;
Отдел качества организует систему информационного обмена с уполномоченными по качеству в подразделениях, включая контроль за выполнением плана по качеству предприятия и накапливает поступающую информацию для представления ее:
— руководителям подразделений;
— заместителям директора по направлению работ;
— постоянно информирует директора Филиала о ходе выполнения работ по плану качества.
В конце года отдел качества оформляет годовой отчет по качеству предприятия, представляет его на обсуждение Совета по качеству и утверждение директору предприятия.
Ниже представлена форма плана качества при проектировании или изготовлении.
Изготовитель ПЛАН КАЧЕСТВА
(Проектирования – изготовления по договору №.. Наименование оборудования, сертификат качества, ПОКАС, дата введения)
Document No.
Номер документа
No. of pages:
Кол-во страниц:
Наименование оборудования Категория качества Класс безопасности
Устанавливается Заказчиком
Изготовитель
Подразделение
Составил Должность Ф.И.О. Подпись Дата
Проверил
Согласовал
Утвердил
Тип точки контроля качества
Points of Quality Control
W: Точка освидетельствования (Witness Point)
H: Точка остановки (Hold Point)
R: Составление отчета (Report Required)
План качества изготовления (проектирования) по договору Номер документа Дата начала инспекций
Подразделение Дата окончания инспекций
Наименование изделия Категория качества Класс безопасности Дополнительная
информация
Номер раздела
Process
Number
Наименование технологической или контрольной операции, или этапа проектирования
Process Designation
Наименование деталей (узлов)
Applicable Documents
Документы регистрации результатов
Documents for recording results
Контрольные точки инспекции
Control Points of the Inspection
Ответственный исполнитель
изготовитель Контролирующая организация Представитель заказчика
Тип точки
Points of QC Фамилия/ подпись
Name/
Signature Тип точки
Points of QC Фамилия/ подпись
Name/ Signature Тип точки
Points of QC Фамилия/ подпись
Name/ Signature
Date Date Date
Литература
[ 1 ] ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
[ 2 ] ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.