Вы правильно отметили, Евгений, что согласно п.1 ст.7 116-ФЗ «Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
"Приспособления для грузоподъемных операций" (СГП), согласно ТР ТС 010/2011, подлежат декларированию соответствия, если Вы их изготавливаете не для собственных нужд. Если же для собственно нужд, то не требуются ни экспертиза ПБ, ни декларирование соответствия.
Однако соблюдение требований ТР ТС 010/2011 в любом случае обязательно. Доказательной базой этого является соблюдение требований национальных стандартов. Изготовьте СГП для собственных нужд согласно требованиям ГОСТ (http://www.test-e.ru/upload/Perechen_standartov_TR_TS.pdf) и сами введите их в эксплуатацию. Больше ничего делать не нужно.
" Каминский Л.С. : Сегодня, 18.06.2014г., присутствовал в Ростехнадзоре на совещании, посвященном внесению изменений в ФНиП по ПС и разработке руководств безопасности (РБ) ПС. Докладываю. Первое - никакого текста на http://regulation.gov.ru/project/15761.html?point=view_project&stage=1&stage_id=5725 "вывешивать" Ростехнадзор не будет…". Сообщение о Вашем участии на совещании - это шутка? :)
А замечания и предложения, коллеги, действительно нужно направить на этот портал.
Разработчики кранов должны писать РЭ на основании Технического регламента ТС 010/2011, ГОСТ Р 54121-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к эксплуатационной документации», ГОСТ 2.601 – 2006 "Эксплуатационные документы", а также стандартов серии ГОСТ 12, относящихся к системе стандартов безопасности труда.
С целью совершенствования нормативной базы крайне полезно издать стандарты ГОСТ Р, детализирующие требования к эксплуатации кранов, в том числе к РЭ на краны, гармонизированные с международными стандартами. В частности: ISO/TR 19961:2005 "Краны. Правила техники безопасности на самоходных кранах ". ISO 9928-1:1990 "Краны. Инструкция по управлению краном. Часть 1. Общие положения" ISO 9928-2:2007 "Краны. Руководство по управлению краном. Часть 2. Операторы самоходных кранов". ISO 12480-1:1997 "Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 1. Общие положения". ISO 12480-3:2005 "Краны. Безопасная эксплуатация. Часть 3. Башенные краны" ISO 15513:2000 "Краны. Требования к компетенции водителей (операторов) кранов, строповщиков, сигнальщиков и контролеров". ISO 23813:2007 "Краны. Обучение персонала" ISO 23815-1:2007 "Краны. Содержание и техническое обслуживание. Часть 1. Общие положения" ISO 23853:2004 "Краны. Подготовка строповщиков и сигнальщиков".
Гармонизация с международными стандартами обязательна, поскольку соответствующее требование имеется в Законе № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Как видите, все в мире уже давно продумано и написано. Зачем выдумывать какие-то нелегитимные "Руководства по безопасности", если есть международные стандарты по безопасности, в которых все уже давно написано и проверено на практике. Достаточно перевести их на русский язык, может быть дополнить какими-то положениями из старых ПБ и РД и зарегистрировать в Росстандарте.
Требования к безопасности крана содержатся в Техническом регламенте ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Эти требования являются исчерпывающими. В соответствии с Соглашением стран Таможенного союза от 18.11.2010 «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ» они не могут быть дополнены каким-либо иным нормативным правовым актом.
ТР ТС 010/2011 обязывает разрабатывать Руководство по эксплуатации (РЭ) и исполнять его требования. Его статья 8 указывает, что РЭ включает, кроме прочего, указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования, указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применению по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения, и т. д. Дополнительно требования к содержанию ЭД (РЭ) детализированы в ГОСТ Р 54121-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к эксплуатационной документации». Таким образом, Технический регламент ТС 010/2011 использует подход к обеспечению безопасности ПС, базирующийся на соблюдении Руководства по эксплуатации ПС, что представляется обоснованным и эффективным. Никакие ФНП по ПС или РБ при этом не нужны.
Конечно. Ростехнадзор вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением требований ТР ТС на поднадзорных службе объектах (на ОПО).
Но Ростехнадзор не имеет полномочий осуществлять нормотворческую деятельность в сфере технического регулирования. Контроль (надзор) - пожалуйста. Но полномочиями по изданию нормативных актов в сфере технического регулирования обладает "Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии".
К обращению с грузоподъемными кранами (с ПС), т.е. с техническими устройствами, предъявляются не требования промышленной безопасности, а требования законодательства о техническом регулировании (см. статью 7 Закона №116-ФЗ).
Ростехнадзору следовало бы определиться, что такое ОПО, на котором используются ПС и далее предъявлять требования безопасности именно к ОПО, а не к применяемым на них техническим устройствам.
Сейчас же мы видим, что Ростехнадзор на фоне разговоров о безопасности ОПО пытается издать ФНП и РБ, относящиеся к безопасности самих кранов (называя их почему-то сооружениями), неправомерно вторгаясь в сферу технического регулирования.
Не нужно вводить Дмитрия в заблуждение, Леонид Станиславович.
Пункт 2 приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 гласит: "Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России …", в том числе об утверждении Правил ПБ10-382-00. Иными словами, Правила ПБ10-382-00 утратили силу и не подлежат применению. Их нельзя использовать в качестве справочного пособия, поскольку они содержат множество положений, противоречащих ФНП по ПС.
Согласно п.1 ст. 7 Закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности…", "Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании". Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает издание а). Технических регламентов. б) Национальных стандартов (ГОСТ Р) и в) Сводов правил. Разработка руководств по безопасности (РБ) в отношении технических устройств (кранов) законом № 184-ФЗ, а также иными федеральными законами, не предусмотрена. Поэтому к РБ, если они действительно будут разработаны, можно будет относиться как к художественным произведениям, естественно, не налагающим ни на кого никаких обязательств.
В соответствии с пунктом 4.1 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, Ростехадзор обязан "вывешивать" новый текст проекта любого НПА для проведения независимой экспертизы.
Поэтому новая редакция ФНП по ПС в любом случае будет размещена на сайте http://regulation.gov.ru/project/15761.html независимо от того, если или нет у Ростехнадзора желание это сделать.
На сегодняшний день текста новой редакции ФНП по ПС нет, поскольку обсуждается лишь целесообразность её принятия. Текст будет позже на этом же сайте: http://regulation.gov.ru/project/15761.html
Коллеги! Продолжение обсуждение ФНП по ПС на данном форуме вряд ли имеет смысл. В этот нормативный правовой акт будут внесены изменения: http://regulation.gov.ru/project/15761.html?point=view_project&stage=1&stage_id=5725
Разумно зарегистрироваться на Едином портале в качестве экспертов и там высказать свое мнение сначала по направлениям доработки этих ФНП, а затем по содержанию их новой редакции, когда она будет опубликована.
Насколько я понял, Ростехнадзор категорично стоит на том, что регистрация ОПО с ПС должна осуществляться по месту расположения организации, эксплуатирующей ПС.
Например, если эксплуатирующая организация зарегистрирована в офшоре на Кипре и строит объект где-нибудь в Воронеже, то в реестр ОПО, по мнению Ростехнадзора, следует вносить не строительную площадку в Воронеже, а офис строительной компании на Кипре.
Ну и почему же вы с В.А.Сушинским "обеими руками схватившиеся на эдакую должность" в ТК-289, занимаете позицию "собака на сене"? Почему вы не разработали ни одного стандарта по тематике ФНП по ПС (по эксплуатации ПС) и не предусмотрели их в плане работ по стандартизации, чтобы другие не могли это сделать? Поясните экспертному сообществу, для чего вам понадобилось членство в ТК-289, если Вы в нем реально ничего не делаете?
Объективная реальность: По тематике ФНП, т.е. по вопросам эксплуатации ПС, не разработано и не планируется к разработке ни одного ГОСТа. В то же время ГОСТами можно было бы отчасти компенсировать недостатки ФНП по ПС. Вы так и не ответили - что Вы с В.А.Сушинским делаете в ТК-289 и зачем в него вступили? Откройте тайну….
Вы правы. Каминский Л.С. - представитель ТК-289 (НПП "ЭГО"), упорно уходит в сторону от обсуждения ГОСТов по ПС и нового ФНП и я напрасно реагирую на его высказывания не по теме форума. Приношу свои извинения.
Вы указываете срок поставки 1 месяц и он ООО "АЭМЗ" нередко не соблюдается. В итоге получается около 45 дней.
Вы напрасно пытаетесь оспорить очевидные и всем известные вещи. Любой потребитель, кто имел опыт работы с ОГМ240 и ОНК-160С, может их сравнить по сроку поставки, цене и качеству. И станет понятно, почему Ваша монополия на рынке рухнула, а объемы поставок у НПП "Резонанс" растут, а у ООО "АЭМЗ" падают.
Вместо ставки на конфронтацию Вам с В.А.Сушинским было бы полезнее искать общие точки соприкосновения, в том числе в части разработки нормативных документов и ГОСТов.
Типовой срок поставки приборов ОГМ240 компанией Резонанс составляет 3…4 дня, а приборов ОНК160С Арзамасом - 45 дней. Вдумчивый участник форума поймет, у кого есть финансовые проблемы, а у кого их нет.
В интересах всех сторон, Леонид Станиславович, Вам следовало бы не оскорблять своих оппонентов, а развивать сотрудничество с ними. Причём как по разработке ГОСТов, так и в производстве приборов безопасности. Тем более, что Ваши результаты в этих сферах становятся все более скромными.
На трудные вопросы от Ростехнадзора действительно трудно ждать вразумительного ответа. Но Ростехнадзор наверняка передаст вопросы по ФНП его разработчику - А.С.Липатову и далее даст ответ в соответствии с его мнением. :)
В любом случае нужен официальный ответ, который можно было бы использовать для защиты от некорректных и невыполнимых требований ФНП. Поэтому более лучший вариант по сравнению с официальным обращением в Ростехнадзор, не просматривается. Если, конечно, не рассматривать оспаривание ФНП в судебном порядке через Верховный Суд.
Желающие могут оспаривать Ваше с уважаемым В.А.Сушинским бездействие.
7 февраля 2012 года ООО НПП "ЭГО" было включено в члены ТК 289 "Краны грузоподъёмные" и возглавило подкомитет "Приборы и устройства безопасности, системы управления." Позже этот подкомитет возглавило СРО НП "РОСМА" (В.А.Сушинский).
Прошло более 2-х лет. За это время не появился ни один (!) стандарт по эксплуатационному сопровождению кранов и приборов безопасности к ним. НПП "ЭГО" и СРО НП "РОСМА" не разработали также ни одного стандарта.
Многие вопросы нормативного регулирования эксплуатации ПС, в том числе в плане реализации требований ФНП, можно и нужно было бы решить через издание стандартов. Тем более, что Ростехнадзор уполномочен осуществлять контроль соблюдения требований Техрегламента. Но не сделано НИЧЕГО! Если не секрет - с какой целью ООО НПП "ЭГО" и СРО НП "РОСМА" вошли в состав ТК 289?
"Приспособления для грузоподъемных операций" (СГП), согласно ТР ТС 010/2011, подлежат декларированию соответствия, если Вы их изготавливаете не для собственных нужд. Если же для собственно нужд, то не требуются ни экспертиза ПБ, ни декларирование соответствия.
Однако соблюдение требований ТР ТС 010/2011 в любом случае обязательно. Доказательной базой этого является соблюдение требований национальных стандартов.
Изготовьте СГП для собственных нужд согласно требованиям ГОСТ (http://www.test-e.ru/upload/Perechen_standartov_TR_TS.pdf) и сами введите их в эксплуатацию.
Больше ничего делать не нужно.