В соответствии с критериями аккредитации органов по сертификации орган по сертификации должен иметь внедренную систему менеджмента качества и сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащего информацию о деятельности органа по сертификации.
Сайт должен содержать необходимые сведения и информацию об органе по сертификации и о его работе. К такой информации относится:
• название органа по сертификации, местонахождение и контактные данные (реквизиты);
• вид деятельности органа по сертификации и его область аккредитации;
• порядок взаимодействия заявителей с органом по сертификации (подача заявки, получение информации о ходе работ, получение результатов сертификации, порядок подачи жалоб и рекламаций);
(Информация указана в п.п. 14.9).
Большинство посредников и черных риэлторов часто имеют сайт с названием, похожим на какой-либо аккредитованный орган по сертификации. На сайте написано много текста про аккредитацию, про то, как важно, чтобы все обращались в аккредитованный орган по сертификации, но сама компания не предоставляет никакой информации о своей аккредитации. Зачастую на сайте расположены изображения каких-то аттестатов, на которых невозможно прочитать, каким органу выдана аккредитация. Также вывешивают сертификаты совсем не отображающие реквизиты органа по сертификации.
Но зато на сайте обычно находится много отзывов от различных компаний, которые, как правило, не имеют к реальности никакого отношения.
Реквизиты компании также на сайте найти затруднительно или вообще невозможно. Есть только электронная почта и телефон. Иногда адрес офиса, в котором нет ни одного технического специалиста, а только продавцы, умеющие убеждать отдать им деньги.
Пример типичного сайта посредников или черных сертификаторов - http://www.certificatione.ru
Пример сайта аккредитованного органа по сертификации - http://www.standart-test.ru
Не секрет, что на рынке сертификации есть добросовестные аккредитованные органы по сертификации, а есть, так называемые фирмы однодневки. Однодневки – это аккредитованные органы по сертификации, которые работают на максимальное извлечение прибыли. Как правило, они работают до первой проверки Росаккредитацией. При этом они успевают продавить рынок и выдать огромное количество серых сертификатов, которые вообще не подтверждают фактически ничего, т.к. документы и производство никто не проверяет, продукцию никто не испытывает. Такие сертификаты можно получить буквально в течение 1-2 дней. Протоколов испытаний к таким сертификатам обычно не бывает, но сертификат заносится в государственный реестр и покупатель такого сертификата может смело обманывать потребителей.
Услугами таких черных сертификаторов обычно пользуются те компании, которые либо были обмануты на начальном этапе, когда им пустили пыль в глаза красивым сайтом и большими обещаниями, либо производители, которые хотят скрыть отсутствие реального производства или характеристики их продукции не соответствуют принятым стандартам безопасности и качества.
Проблема состоит в том, что с такими сертификатами они могут смело выходить на рынок и поставлять продукцию для строительства жилых домов, заводов, детских садов, общественных учреждений, метро и т.д. Не нужно говорить, что такая продукция не просто ненадёжна – она подвергает опасности здоровье и жизнь людей.
Если брать экономический аспект, то существование черной сертификации препятствует признанию российских сертификатов на мировом рынке.
В настоящее время государство начало предпринимать шаги по ужесточению проверок сертификационных компаний и выявлению недобросовестных сертификаторов. Но, безусловно, проблему надо решать и снизу, то есть повышать грамотность населения (чтобы люди более внимательно относились к покупаемой продукции, знали о своих правах потребителя и не велись на дешевизну), и грамотность бизнес-сообщества (чтобы бизнесмены прибегали к услугам действительно аккредитованных компаний, проводящих испытания и выдающих реальные сертификаты). Причём работа с бизнес-сообществом - безусловно важнее.