Отправил на обсуждение в regulation.gov.ru
Отдельные положения типовой дополнительной профессиональной программы «Общие требования промышленной безопасности» (далее – ДПП) противоречат статье 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2019 года (изменение, внесенное Федеральным законом от 29.07.2018 № 271-ФЗ).
В последнем абзаце раздела 1 ДПП указано, что обучающимися по ДПП могут быть работники в области промышленной безопасности или иные лица (далее – слушатели).
В первом абзаце раздела 2 ДПП указано, что целью обучения слушателей по ДПП является совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности работника в области промышленной безопасности.
Виды деятельности в области промышленной безопасности перечислены в пункте 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ, одной из которых является проведение экспертизы промышленной безопасности.
В разделе 2 ДПП в пункте 4 третьего абзаца и в описании компонентного состава компетенции дисциплинарной карты компетенции ПК-18 указано, что в ходе освоения ДПП слушателем совершенствуется ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – готовность участвовать в ЭКСПЕРТИЗАХ БЕЗОПАСНОСТИ объектов различного назначения, регламентированных действующим законодательством РФ. При этом уже сама формулировка «экспертиза безопасности» не соответствует действующему законодательству, поскольку ДПП предусмотрена для профессиональной деятельности работника в области промышленной безопасности, следовательно, речь в ней может идти только об «экспертизе промышленной безопасности», предусмотренной статьей 13 Федерального закона № 116-ФЗ.
Действующим законодательством РФ регламентировано, что:
- экспертизу промышленной безопасности (далее – экспертиза) проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению указанной экспертизы, в штатах которых присутствуют не менее трех экспертов, аттестованных в порядке, установленном Правительством РФ (Постановлением от 28.05.2015 № 509), в области аттестации, соответствующей заявляемым работам, и для которых работа в этих организациях является основной;
- приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы (не предусмотрено участие в экспертизе лиц, не являющихся аттестованными экспертами) – см. п. 17, 18 Правил (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538);
- результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы – см. п. 24 Правил (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, на работников (в том числе руководителей) организаций, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, не распространяется пункт 1 статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ (в этом пункте ни слова о деятельности, связанной с экспертизой), а статья 14.1 распространяется только на работников в области промышленной безопасности (принятых на работу или работающих, а не на соискателей вакансий), в связи с чем в ДПП:
А) В последнем абзаце раздела 1 Общие положения:
- заменить «могут быть» на «являются»;
- исключить «или иные лица».
Б) Пункт 4 третьего абзаца раздела 2 Цель и планируемые результаты обучения изложить в виде:
«4) надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:
- готовность осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения (ПК-18).».
В) Компонентный состав компетенции в дисциплинарной карте компетенции ПК-18 раздела 2 Цель и планируемые результаты обучения изложить в виде:
«готовность осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения».
Также рекомендую во всех типовых ДПП в первых абзацах разделов 8 Формы аттестации исключить запятую перед словом самостоятельно, иначе не совсем понятно к кому оно относится – к слушателям или к образовательной организации.