Добрый день. Прошу помощи в следующем вопросе:
- Имеется стреловой автомобильный кран. На нижних листах тоннелей выдвижных опор обнаружен износ 50% от первоначальной толщины металла. Где-то мне попадались нормы браковки металлоконструкций по механическому износу, а где не могу вспомнить. Прошу подсказать, если кто-нибудь знает, ссылку на НТД.
Заранее благодарен
РД 10-112-2-09. Приложение 15. Пункт 5.4. Правда там коррозия.
Все узлы Уменьшение толщины t элемента из-за коррозии на величину ДЕЛЬТА t
Предельно допустимое значение ДЕЛЬТА t / t = 0,1
Если нет трещин и остаточных деформаций - это значит что несущая способность того, что осталось, вполне достаточна. А прятаться за непонятные нормы - это не круто!
Круто или нет - не обсуждается, так металл можно и до фольги (условно) без трещин эксплуатировать, однако в один момент при "благоприятных" обстоятельствах возможен кирдык... со всеми последствиями и ответственностью. Для справки на практике был случай: на первый взгляд нормальная балка мостового крана, судя по свесам поясов толщина стенки в норме, но после удара молотком - боковой лист пробит насквозь. Трещин и деформаций не было но не думаю что было бы безопасно эксплуатировать это ТУ, но здесь как раз момент прокоментированный выше.
"...так металл можно и до фольги (условно) без трещин эксплуатировать..."
Очень спорное утверждение (мягко говоря).
Вообще-то, ИМХО, вклад нижнего листа короба в его несущую способность крайне незначителен. Главное чтобы вертикальные стенки были в норме. Ради интереса можете посчитать, насколько изменится момент сопротивления короба при эрозионном износе нижней полки изнутри (т.е. когда координата Y не меняется), и как это повлияет на напряжения в коробе.
Раскрою свою мысль: В металлоконструкциях грузоподъемных кранов много элементов, их вклад в несущую способность конструкции очень разный и применять к ним ко всем одинаковые нормы неправильно. Иногда не достаточно читать методики, надо и своей головой подумать.