Как действует РД 10-290-99 "Типовое положение об ответственном за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
РД 10-290-99 - руководящий документ Ростехнадзора РФ и обязателен для выполнения всеми юридическими лицами, организациями, эксплуатирующими сосуды, работающие под давлением.
Но в Приказе Госгортехнадзора от 08.01.2004 №2 во втором абзаце записано: Признать утратившим силу Приказ Госгортехнадзора России от 17.07.2003 №156 "О введении в действие документов по промышленной безопасности подъемных сооружений, котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды". Как вам ЭТО нравится? Если полностью отменен приказ Б, отменяющий приказ А, то приказ А по юридическим нормам автоматически признаётся снова действующим! Только вот нигде нет таких уточнений! Даже ФСЭТАН в сомнениях…
РД 10-290-99 нет в Перечене нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П-01-01-2006, а значит РД 10-290-99 НЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ
недавно тоже интересовалась этим вопросом…меня заверили, что документ действует (ссылка на сайт "Вестник промышленной безопасности" http://www.vestipb.ru/answer_975.html), но на этом же сайте, в Руководящих документах Положение отсутствует….
РД 10-290-99 есть в "Конусльтант +"; "Гарант" и т.д. как действующий - статус НД данных баз, формируется на основе юридической практики (докуменов высшего уровня), без учета противоречивости текста "бумажек" низлежайшего уровня.
Не я запутываю, а путают (мутят воду) разработчики. По вопросу актуальности РД 10-290-"однозначно" надо руководствоваться П-01-01-2006 Ростехнадзора - "РД 10-290-99!" нет в списке документов Ростехнадзора, значит не обращать внимание на остальные базы и нормы. По крайней мере перечень, указанный в П-01-01-2006 будет аргументом в общении с представителями Ростехнадзора (другой конец той же палки)
П-01-01-2006 - это просто перечень нормативных документов, утвержденный Пуликовским, не зарегистрирован в минюсте. Т.е. это не НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ. И если в нем какого-то документа нет, это не значит, что этот документ не действует. Теперь конкретно по РД 10-290-99. Он отменен приказом №156 от 17 июля 2003 г. Есть правда, прелестнейшая юридическая казуистика, и это отметила Надежда Викторовна: Приказом №2 от 08.01.2004 отменяется приказ №156. Т.е. по логике вещей, остаются действующими Правила 115 (сосуды), 164 (трубы пара и горводы) и т.д. На коллегии Ростехнадзора мы однажды подняли этот вопрос. Представители Центрального аппарата объяснили этот казус так (после суточного тайного обсуждения): Приказ №2 отменяет приказ №156 только в том, что если нормативные документы прошли регистрацию в минюсте и опубликованы в установленном порядке, то распоряжения (приказа) на их ввод не надо!!! А вот в части отмены все действует как надо. В общем, читайте не только строки, но и между строк и еще учитывайте, что мы не сказали…
Действительно "прелестнешая юридическая казуистика"!. Значит ли это, что наряду с П 01-01-2006 не являюшемся НОРМАтивным документом" и не обязательным к применению, как не зарегистрированный Минюстом можно ОФИЦИАЛЬНО игнорировать еще кучу не зарегистрированных в Минюсте РД? Например РД 03-421-01 по диагностированию и определению остаточного ресурса сосудов по давлением, РД 03-606-03 ВИК сварных швов. И это только на вскидку. Вероятно 50% РД не зарегистрированы, а так же введены не приказом, а постановлением. По моему аргумент должен быть один - РД нет в списке (перечне) действующих на текущий момент документов Ростехнадзора следовательно документ не действующий. Если РД 10-290-99 влияет на работу, то может стоит задать вопрос по статусе РД непосредственно РОСТЕХНАДЗОРУ (через сайт)?
Есть Указ Президента РФ №763 от 23.05.96 "О порядке опубликования и вступления в силу … нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Пунктом 10 Указа установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Отсюда вывод - такие документы несут рекомендательный характер. А вот невыполнение этих "рекомендаций", с одной стороны, можно оспорить в суде (есть арбитражная практика, если интересно, могу указать прецедент). С другой стороны, оспорив предписание у Ростехнадзора, можно нарваться на то, что ОН начнет работать "по уставу", и тогда - полный швах….
Согласен полностью. Не хочешь проблем с инспектором или любым контролером - полностью выполняй предписания и устрные указания. Но кроме того есть еще зравый смысл, професионализм (ответственность за свою работу) и "намеренно завышенные" требования (работа по понятиям). Да не в этом суть - если например мне нужен документ, пусть с непонятным или даже отменненым статусом, я им воспользуюсь. РД 10-290-99 по названию ("типовое положение") не является НОРМАТИВОМ, а носит рекомендательный характер, по "типу" РД 10-290-99 предприятию необходимо разработать СВОЙ документ (Ростехнадзор частично сделал работу, которую потом проверит).