Попались на экспертизу клиновые задвижки DN 250 PN 25, корпус изготовлен из 25Л, Траб=450 С, для воды, пара, природного газа декларированные по схеме 1д ТР ТС 010, ТР ТС 032, поставляемые на ОПО.
Есть сомнение в правильности декларирования, по моим подсчётам получается по схеме 5д по обоим регламентам однозначно.
Прошу помощи в подтверждении или опровержении моего мнения.
Вот моя теория:
В рабочих условиях, при работе Задвижки на трубопроводе, её закрытие осуществляется при воздействии давления рабочей среды, клин Задвижки плотно прижат к седлу и поэтому при закрытии клин принимает правильное - проектное положение. В ГОСТ 33257-2015 предусмотрено два способа гидравлического испытания Задвижек на герметичность затвора класса «А». (В подпунктах 8.7.1.3, 8.7.3.1 ГОСТ 33257-2015)
В первом способе, при любом установочном положении Задвижки, как раз и предусмотрен порядок испытаний, при котором сначала повышают давление и только после этого запирают арматуру. При закрытии задвижки без избыточного давления в её рабочей полости запорный элемент (клин) может занять непроектное положение с перекосом и неплотным прилеганием к седлу за счёт зазоров в направляющих клина и в соединении штока с клином. Но, при этом, согласно примечанию 2, не рекомендуется применять такой способ для испытания арматуры, в корпусе которой возможно повышение давления, например, арматуры с выдвижным шпинделем, какими и являются исследуемые задвижки.
Второй способ предусматривает только вертикальное установочное положение Задвижки, клин и шпиндель при таком положении задвижки уравновешен, центр тяжести шпинделя и клина находится в плоскости их симметрии поэтому при закрытии перемещается строго вертикально по оси и занимает правильное - проектное положение. После закрытия повышают давление до испытательного.
Извиняюсь за тупой вопрос, но ответ нужен срочно: клин у задвижки, когда туда-сюда ходит, вращается вокруг своей вертикальной оси, или вращается только шток, а клин движется туда-сюда по направляющим корпуса без вращения? Ну не изучал я подробно конструкции задвижек, а тут понадобилось.
Не надо извиняться ! Я сам много тупых вопросов задаю. Человек не Бог, а существо агрессивное, убогое и обезьяноподобное, поэтому не может не ошибаться.
Клиновые задвижки бывают с выдвижным и не выдвидвижным шпинделем. На задвижке с выдвижным шпинделем (большинство таких) маховик закреплён на ходовой гайке, которая устанавливается в корпус на упорных подшипниках. Гайка вращается, а шпиндель не вращается, а ходит взад-вперёд по оси.
На задвижке с не выдвижным шпинделем маховик закреплён на шпинделе установленном в корпусе на подшипниках, а ходовая гайка неподвижно закреплена на клине. Шпиндель вращается, а клин с гайкой не вращаются, а ходя туда-сюда по оси.
Многие наши производители задвижек изготавливают их на хреновом/устаревшем оборудовании, поэтому допуски посадки (зазоры в направляющих и Т образном пазе) делаются "километровыми", поэтому в большинстве случаев только декларируется Класс герметичности "А", а на деле выполняется только при вертикальном установочном положении, в других положениях появляется протечка !
Не понял про задвижку с выдвижным шпинделем: "гайка вращается, а шпиндель не вращается, а ходит взад-вперёд по оси", и клин тоже не вращается?
Если смотреть на клин в направлении потока, то клин выглядит как плоский круг чуть-чуть наклоненный на зрителя.
То есть у клиновых задвижек форма запирающего элемента не клиновидная в общепринятом понимании, а плоский или рифленый (как у задвижки справа) круг, верно? А название "клиновые" просто исторически сложившееся?
Форма клиновидная, по мере износа "зеркал" уплотняющих поверхностей клин опускается всё ниже и ниже при закрытии.
СТ ЦКБА 063 -2008 Арматура трубопроводная. ДОПУСКИ НА РАЗМЕРЫ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЗЛОВ ЗАТВОРОВ КЛИНОВЫХ ЗАДВИЖЕК.