Катастрофы в энергетике и промышленности будут повторяться, пока надзор за их безопасностью ведут экономисты и историки и никто не отвечает за энергетическую и промышленную политику.
Прошу всех прочитать. Внимательно.
Прошло почти пять лет с Чагинской аварии, когда без света оказалось половина столицы и ещё три области. Прошло более полугода с аварии в Саянах и половина Сибири живёт в чрезвычайно непростой энергетической ситуации. Падали краны. Взрывались соуды …
А кто должен был надзирать за тем, что бы ни произошло того, что произошло? Одной из причин этих и многих других мелких аварий, отказов, инцидентов явилось бессилие остатков энергетического и промышленного надзора, входящих сейчас в единую (с ещё двадцатью подвидами надзора) госслужбу.
У нас сейчас так сложилось, что вопросы, энергетической и промышленной безопасности, которые должны решаться на высоком уровне в каждом субъекте, никто не решает. На верхнем уровне в таких надзорах сидят люди, которые возможно и стараются, но по природе своей компетенции никакого отношения к энергетике и промышленному производству не имеют. Это абсолютно закономерное следствие того механизма, который был задействован при создании столь противоречивого органа как Ростехнадзор. Да скорее всего они и не стараются. Просто потому, что не понимают того, чем поставлены руководить. Отсюда же и позиция временщиков, со всеми вытекающими коррупционными последствиями.
Действующая система создана таким образом, что она убивает порядочность в людях, заставляет их работать нечестно. Модернизировать или реформировать Ростехнадзор в нынешней ситуации невозможно, его можно только ликвидировать.
По хорошему, надо вывести всех сотрудников Ростехнадзора за штат и начать его очищение с участием общественности, и только такая чистка позволит хоть что-то сделать.
При этом потребуется ввести запрет на прием в органы государственного надзора и контроля всех ныне руководящих работников Ростехнадзора вплоть до заместителей руководителей территориальных органов и лиц, исполнявших их обязанности. Не секрет, что за последние пять лет в надзоре сформировался круг руководящих работников из некой номенклатуры не имеющих ни профильного образования, ни опыта надзорной деятельности в промышленности, строительстве, энергетике, экологии. Так за экологией надзирают бывшие учителя истории и балерины, а за энергетикой экономисты и милиционеры. Отсюда и поголовная неспособность решать задачи повышения безопасности инженерных объектов промышленности и энергетики.
Есть несколько шагов, которые необходимо сделать немедленно: запретить прием на работу в Ростехнадзор новых сотрудников; приостановить с лета этого года проверки органов Ростехнадзора Прокуратурой; поручить профильным министерствам – Минэкологии, Минэнерго, Минпромторгу, Минрегиону разработать мероприятия по созданию, переподчинению, укрупнению соответствующих Федеральных служб и внести в Правительство уже этой осенью проекты положений, структур, штатных расписаний новых служб.
Есть несколько шагов, которые необходимо сделать до наступления следующего года: в срок до 31 декабря провести ликвидационные мероприятия по Ростехнадзору (а значит начать их не позднее конца сентября); обеспечить утверждение и вступление в силу Положений о новых Федеральных службах государственного энергетического надзора (в ведении Минэнерго), государственного строительного надзора (в ведении Минрегиона), передаче экологических функций Ростехнадзора в Росприроднадзор (Минэкологии) и переподчинении, остающегося по сути в рамках ГГТН, Ростехнадзора (в ведение Минпромторга).
В противном случае уже в начале следующего года мы увидим окончательное превращение некогда эффективных энергетического, промышленного и экологического надзоров в подобие ГИБДД в самом худшем, прогнившем варианте. Ростехнадзор уже стал аналогом ГИБДД для объектов энергетики и промышленности – безопасность и надёжность падает, коррупционная ёмкость растёт.
А двух ГИБДД экономически активные избиратели не вынесут.
Ваши мнения коллеги?
Давайте попробуем ответить честно:
• Неадекватной низкой официальной зарплатой;
• Негармонизированными а нередко и устаревшими нормами законодательства, регулирующего поднадзорные отрасти;
• Противоречивостью внутриведомственных правовых актов службы и отсутствием единой нормативной политики;
• Увеличением числа несчастных случаев, аварий и инцидентов в поднадзорных организациях;
• Использованием служащими служебного положения в личных целях;
• Совмещением руководителями государственной службы и коммерческой деятельности;
• Падением морально-этического уровня служащих;
• Падением профессионального уровня служащих;
• Замещением большинства руководящих должностей некомпетентными людьми;
• Отношением поднадзорных организаций к служащим без уважения, а иногда и с презрением.
Как то неуютно за энергоустановки, промышленность и ГТС.
А трагедия в том, что действующая гос.система создана так, что она убивает порядочность в людях, заставляет их работать нечестно.