Всем доброго времени суток.
Вы экспертное мнение по этому вопросу не на том форуме спрашиваете. Как эксперт в этой области (в области закупок) рассказываю Вам, как обстоит дело и что можно сделать.
Существует всего две глобальные ситуации:
1. Закупка регулируемая (44-ФЗ, 223-ФЗ). В этом случае сделать что-то можно. Под эту категорию попадают большинство государственных и окологосударственных заказчиков. Если не лезть в дебри, то 44-ФЗ - это буквально государственные и муниципальные заказчики. 223-ФЗ - корпоративные заказчики, где преобладает доля государства (крупнейшие - Газпром, Роснефть, Транснефть, РусГидро, Росатом, ИнтерРАО и т.п. и их дочки) и субъекты естественных монополий (собственно вся нефтегазодобывающая отрасль, частная энергетика и т.д.).
2. Закупка нерегулируемая (металлургия, химия, в общем всё, что не относится к п. 1). В этом случае сделать что-то практически невозможно, кроме собственно обращения в соответствующие структуры самого Заказчика (допустим служба безопасности, горячие линии по безопасности и т.п.). Я бы этот случай вообще не рассматривал, поскольку как правило если у вас нет 100% информации о коррупционном элементе, то никто не обратит внимание на запрос.
Вернемся к п. 1.
Возможность оспорить всё то, что написано в "тендерной документации" у вас имеется вполне легальная, но до того момента, как не окончится прием заявок. Делается это путем направления жалобы в ФАС на документацию, где вы описываете почему те положения, которые вам не нравятся ОГРАНИЧИВАЮТ КОНКУРЕНЦИЮ, либо НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. Различные территориальные подразделения ФАС имеют различную стартовую позицию по отношению к жалобам (условно кто-то по умолчанию на стороне заказчика, кто-то - на стороне поставщика), но то, что процедуру ПРИОСТАНОВЯТ и будут ваши тезисы всерьез рассматривать (если Вы конечно написали что-то вменяемое со ссылками на нормативку) - это 100%. Далее если ФАС с Вашими доводами согласен, то заказчика обязывают внести соответствующие изменения в документацию и процедуру проводят уже с нормальными требованиями.
По опыту - вообще ЛЮБУЮ документацию можно оспорить. Самое главное - это соблюдение процедуры (подача жалобы до окончания срока подачи заявок) и четкое нормативное обоснование. Всё остальное зависит в основном от того, в каком настроении проснулись члены комиссии.
Иногда (опять же по опыту) даже угроза подать жалобу в ФАС срабатывает, как мотивация заказчику изменить документацию.
По экспертизе, как правило, заказчики пишут определенное количество оборудования/специалистов, разрешительных документов (какой-нибудь экзотики), технику и т.п. Почти всё это в большинстве случае оспаривается и достаточно легко, не говоря уже о том, о чем Вы пишете (заведомо положительные заключения, доп работы, непосредственно не связанные с экспертизой и т.п.) - всё это очень легко будет исключено из документации.
ОДНАКО, как в небезызвестной "Редакции", я полагаю "ВСЕ ВСЁ ПОНИМАЮТ". Крупнейшие закупки у крупнейших заказчиков затачиваются под определенные аффилированные сами-знаете-с-кем компании и оспаривание этих закупок и (не дай бог) успешное оспаривание - это дорога в один конец. Поэтому я бы порекомендовал крепко подумать, прежде чем начинать эти процессы.
Значит нужно писать жалобу в ФАС на те организации с которыми не планируешь работать и где участвуешь в тендере для "галочки"
Совсем не так. Надо понимать, что Вы пишете жалобу грубо говоря на "закупщиков" (хотя разработчики ТЗ, как правило технический персонал). В итоге за несоответствующую документацию отвечать будут закупщики, а не технари. В больших организациях эхо вашей жалобы до тех, кто непосредственно будет принимать работу может и не дойти. НО я писал к тому, что не стоит писать жалобы на те процедуры, где очевидно документацию затачивали под некоторых "особенных" участников, поскольку их механизмы давления могут вас совсем потом задавить.
А есть ли надежда, в случае успешной подачи жалобы в ФАС, при создании инцидента удаления из тендерной документации незаконных требований, что ФАС будет отслеживать эти нарушения в будущем и эти нарушения исчезнут навсегда ?
Это не прецедентные механизмы. Фактически Вы можете добиться, что какой-то конкретный заказчик в следующий раз побоится писать в документацию всякую избыточную ерунду. Но это не гарантировано, учитывая, что:
а) Нередко они замотивированы не только тем, что их сверху принуждают работать с какой-то конкретной организацией, но и материально.
б) Эта работа поточная, часто они просто берут одно и то же ТЗ и постоянно его ротируют, не заморачиваясь, поскольку никакой мотивации заниматься разработкой качественного и легального ТЗ у них нет.
Может прессу к этому привлечь, чтобы во все "уголки" "раструбили" о нарушениях ?
Это настолько специфическая сфера, что ни одно вменяемое издание не будет заниматься этой историей. Как человек (в далеком прошлом) из медиа, скажу, что никогда б в жизни не стал этим заниматься по двум причинам:
1. Если копать неглубоко - это не имеет смысла.
2. Если копать глубоко - могут и грохнуть.
Если бы хоть раз можно было бы успеха добиться в этом деле, польза бы была ОГРОМНАЯ для всех ЭО !
Да такие успехи есть, просто они локальные и ситуацию в целом не изменят - слишком много заказчиков. Допустим у меня есть любимый заказчик, у которого в числе основных требований - необходимость, чтобы в лаборатории НК был открыт НДС. Я просто смирился и всё, переубедить его нет возможности. Если бы (допустим) были единые требования для выполнения определенных видов работ в определенных объемах, которые бы были зафиксированы нормативно - тогда был смысл. Но это почти нереально. В остальном - Вы просто на своём конкретном участке, в конкретной закупке принимаете решение бороться, побеждаете и идете дальше. Все так живут. Есть организации, которые системно пишут жалобы НА КАЖДУЮ закупку, в которой участвуют и им всё ничего. Есть (большинство), которые просто выбирают те закупки, по которым они проходят в требованиях.