Каким образом определить границу и поставить на учет внутритурбинные трубопроводы отборов пара

Добрый день, прошу разъяснить, имеются трубопроводы отборов пара от паровой турбины, они по сути являются трубопроводами пара и горячей воды и изготавливаются в соответствие с ТРТС 032/2013, а сама турбина является динамическим оборудованием по ТРТС 010/2011, отсюда возникла дилемма, как правильно определить границы данных трубопроводов, для регистрации и составления паспорта на ТПиГВ. По моему мнению есть два варианта, определяем границу от сварного шва приварки трубопровода к турбине до потребителя например сосуда включая клапан КОС и задвижку на линии, или же граница ТПиГВ будет от задвижки до сосуда (отключаемая часть участка) и на него только составлять паспорт, а вся остальная неотключаемая часть будет относиться к паровой турбине до КОСов включая и их. В ФНП ОРПД по этому поводу конкретного ответа по внутритурбинным трубопроводам ничего нет, только то что по п.397 не подвергаются гидравлике данные трубопроводы до задвижек (т.е. неотключаемая часть от турбины) с применением не менее двух методов НК.

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
13.05.2020 08:44
 3618

Комментарии:

ВС
Ветров Сергей Владимирович
17.05.2020 01:20

Приложение № 1 к ФНП ОРПИД
Границами трубопровода, определяемыми в каждом конкретном случае проектом, могут являться запорная арматура, предохранительные и другие устройства, отделяющие (дистанцирующие) трубопровод на входе и выходе от подключенных к нему оборудования и (или) трубопроводов. В качестве границ (условных линий), условно разделяющих отдельные трубопроводы между собой и оборудованием, проектом могут быть определены неразъемные или разъемные соединения либо проекции фундамента или стены здания (сооружения) при отделении внутренних систем трубопроводов от наружных сетей.

А эти трубопроводы, случайно, под исключения п. 215 (к, л, м) ФНП не попадают?

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
18.05.2020 08:59 в ответ на #129844

Добрый день, с приложением №1 понимание как раз есть в части трубопроводов пара и горячей воды от статичного оборудования (от паровых котлов, от выпаров в систему с расширителей и т.п.), но в плане с отборами ПТУ не все так прозрачно и ясно в ФНП (кроме п.397, как проводить ГИ данных труб), дело в том, что данное оборудование является динамическим, и если рассматривать его паровые отборы, как патрубки до потребителей в нашем случае к примеру до паровых подогревателей ПВД,ПНД, то тут есть на отборах, как не отключаемые участки это до первой запорной арматуры (обычно эл.задвижки, либо если ее нет, до защитного устройства КОСов (обратных клапанов) и отключаемые участки после эл.задвижек до потребителей. И если брать по приложению №1 ФНП ОРПД, то и указываем границу первым делом до запорной арматуры, т.е на отключаемый и неотключаемый участок, что скорее всего коректно, как ранее в ПБ 10-573-03 и было сказано, что трубопроводы в границе паровых машин, рассматриваются, как элементы указанного оборудования, чего в нынешних ФНП это обобщили, называя все данные трубопроводы, как "Трубопроводы пара и горячей воды" и приходится опять таки рассматривать весь.

Под п.215 (к,л,м) отборы не попадают ,у них диаметры большие, кроме последних отборов они по температуре под ФНП не подпадают.

Ввиду вышесказанного, так и нет понимание, по какому пути идти. 

ВС
Ветров Сергей Владимирович
18.05.2020 16:30 в ответ на #129846

Предлагаю руководствоваться ГОСТ 23269-78 Турбины стационарные паровые. Термины и определения, раздел элементы и составные части. Если трубопроводы расположены в границах этих частей, то под ФНП они не попадают.

И_
инспектор _ _
18.05.2020 16:24

Так он у вас новый? Только смонтировали? Или старый? 

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
19.05.2020 09:54 в ответ на #129850

Здравствуйте, да, оборудование новое, после монтажа.

И_
инспектор _ _
20.05.2020 05:30 в ответ на #129853

Если он новый, то фнп читать рано. Пока он не введен, не закончена пусконаладка действуют тр тсы! 

В проекте должно быть все прописано, и границы и каким регламентам он должен соответствовать. Напишут, что часть турбины, значит так и будет! 

Митусов Евгений Леонидович
20.05.2020 13:03 в ответ на #129865

...не закончена пусконаладка действуют тр тсы

В отношении тр тс 032 соглашусь, а вот тр тс 010 действует на всей стадии жизненного цикла оборудования. 

Напишут, что часть турбины, значит так и будет!

Здесь вопрос щекотливый, к примеру, случить что на данном участке трубопровода, а комиссия не разобравшись, исходя из проектных решений, выкатит изготовителю турбины, - тут стыда не оберешься.

У турбины есть свои границы, комплект поставки (на что и выдан разрешительный документ), есть требования, изложенные в РЭ (в которых ни сном ни духом об этом участке). Считаю предложенный первый вариант Рамиля Раисовича более приемлемым, а по сути правильным. Проектировщику "минус", коль возник такой вопрос.

 

ШС
Шульга Сергей Артурович
21.05.2020 06:43 в ответ на #129870

Какое бы решение не принял Рамиль Раисович, его должен "узаконить" хотя бы официальным письмом проектировщик, т.к границы по ТР ТС 032, как уже было сказано выше, определяются проектом.

Митусов Евгений Леонидович
21.05.2020 09:45 в ответ на #129871

естессно), более того доизготовленный трубопровод должен пройти процедуру подтверждения соответствия

ШС
Шульга Сергей Артурович
21.05.2020 13:17 в ответ на #129873

Только не доизготовленный, ради Бога!!!! Пусть будет просто изготовленный 8-))

Митусов Евгений Леонидович
21.05.2020 14:04 в ответ на #129876

Сварка ссу..а, один гребаный шов)

ШС
Шульга Сергей Артурович
22.05.2020 06:36 в ответ на #129877

И что? Трубопровод просто изготовили на месте. Много было разъяснений на эту тему.

ВС
Ветров Сергей Владимирович
21.05.2020 17:46 в ответ на #129873

естессно), более того доизготовленный трубопровод должен пройти процедуру подтверждения соответствия

Если это трубопровод в пределах турбины, то ничего он не должен, ибо это честь турбины, а турбина под ТР ТС 032 не попадает.

СИ
Строилов Игорь Александрович
25.05.2020 03:16

Делал в прошлом году экспертизы трубопроводов отсоса пара от штоков турбины Р-100-130/15 …..в проекте и монтажной документации должны быть чётко указаны его границы и не надо не чего самому придумывать )))) турбина это турбина трубопроводы обвязки турбины (а их большая куча самых разных) это трубопроводы и как правильно сказано они были смонтировали уже по месту установки турбины

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
27.08.2020 06:47

Здравствуйте коллеги, прошу прощение за выпадение из темы, вообщем решил проблему таким образом. Разделил трубопроводы данных отборов на две части, соответственно будет условно два паспорта, один на не отключаемую часть, граница которого от врезки с цилиндра ПТУ до отсекающей задвижки, и второй от отсекающей задвижки до потребителя. Данное разделение обусловлено и тем, что в дальнейшем будет легче в части проведения ремонтов, по отключаемой части трубопровода. Конечно же это решение было с обсуждения и согласования с эксплуатацией.

Митусов Евгений Леонидович
27.08.2020 10:52 в ответ на #130929

второй от отсекающей задвижки до потребителя.

наверное, включая задвижку, с границей по разъемному соденению?

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
29.01.2021 07:09 в ответ на #130930

Задвижку не включая, она остается со стороны источника по неотключаемой стороне. Все верно с границей по разъемному соединению.

СА
Сидоров Александр
26.05.2021 13:16
ООО "Экспертиза-ПБ"

Господа,

при проверке владельца инспектор указал, что при ЭПБ не проводится ГИ отборов турбины. Раньше это обосновывалось (не вполне честно) Совместным решением РАО ЕЭС и ГГТН (Письма 1997 и 2003 года)- инспектор признал эти письма недействующими.

Сейчас владелец просит выполнить при ЭПБ контроль всех стыков отборов на неотключаемой части методами РК и УЗК.

В ФНП требование о замене ГИ двумя методами РК+УЗК прописано в разделе про ТО.

В СО 153-34.17.4646-2003 есть требование о проведении ГИ как завершающей операции при контроле техничекого состояния паропровода и нет оговорки про ГИ для неотключаемых от турбины отборах. Кто как выходит из этой ситуации?

РS: для трубопроводов высокого давления (по ФНП "контроль металла" и ранее по РД 10-577-03) ГИ вообще предусмотрено в объеме контроля при продлении срока службы.

ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
27.05.2021 10:31 в ответ на #134961

Добрый день, думаю инспектор руководствовался пунктом п.456 действующих ФНП, а вы описываете так понимаю пункт п.460, что не относится к трубопроводам в пределах турбины. Требование заказчика правомерно, другого контроля не предусмотрено на неотключаемых частях с отборов турбин до эл.задвижек, это отражено как ФНП, так и в общих указания к РД проектировщика.

А вообще в чем вопрос? Нет возможности провести УЗК + РГД.

СА
Сидоров Александр
27.05.2021 13:04 в ответ на #134964
ООО "Экспертиза-ПБ"

возможность есть, не вижу технической необходимости.

вот как я ответил на запрос владельца:

Надо СРОЧНО делать запрос в ЦА Ростехнадзора с просьбой разъяснить.
 
30 лет эксплуатации при ТО не делали ГИ, а сейчас, не жить не быть, понадобилось.
Кроме того, требование о проведении ГИ указано в разделе ФНП, посвященном проведению Техн. освидетельствования (ФНП п. 456 и п. 460). При ТО ГИ проводят после ремонта со сваркой, отсюда и разрешение о замене ГИ на два метода (УЗК и РК) - но только в рамках ТО (считаю, инспектор не прав, требуя заменить ГИ при ЭПБ на два контроля).
Проведение ГИ при ЭПБ для отборов турбин не разъяснено в ФНП.
 
Считаю, что УЗК и РК 100% стыков при ЭПБ (вместо ГИ) просто потеря средств и времени (к сведению: для ОП и ГПП требованиями ФНП по контролю, а ранее РД 10-577-03, ГИ вообще не предусмотрено при проведении ЭПБ, а мы собираемся пар 1,3МПа или 0,08МПа гидравить).
Тогда уж проще отрезать от турбины, заглушить, провести ГИ, восстановить и вот получившиеся два стыка проверить РК и УЗК и провести внеочередное ТО.
А еще лучше указать на невозможность проведения ГИ участка от турбины до задвижки и ссылаться на старое письмо РТН (которое инспектор почему-то считает недействующим).
ХР
Хисматуллин Рамиль Раисович
28.05.2021 05:17

Что то Вас снова не пойму, то заказчик просит методом НК провести, то ГИ. 

Как я понимаю поясню, а Вы меня поправьте если что:

1. 30 лет назад как не делали ГИ так и сейчас не делают, с одним лишь отступлением, тем что раньше эти трубы еще и не регистрировали.

2. Раздел посвященный ТО объясняет порядок проведения и виды освидетельствования для всех трубопроводов пара и горячей воды попадающие под действие правил (сейчас и внутритурбинные у нас попадают), и требование к проведению ГИ распространяется на те трубопроводы в которых это возможно провести испытание. А п.456 как раз описывает, что отборы от турбин до задвижек и перепускные не подвергаются ГИ, т.к. это не возможно (роме того случая указанного Вами с заглушкой, заказчик на это не пойдет).

3. После ремонте со сваркой на данных трубопроводах все равно не представляется возможным провести ГИ (опять таки кроме того случая указанного Вами с заглушкой, заказчик на это не пойдет). Так на основании правил, монтажная организация должна будет сделать дубль контроль методом НК. А экспертная уже в свою очередь проводит внеочередное ТО.

4. Инспектор все таки прав, руководствуясь пунктами правил, и его требование обосновано, так как данные трубопроводы на основании ФНП не подвергаются ГИ.

5. Проведение УЗК и РГК - это не потеря времени, а вынужденная необходимость на данных видах трубопровода.

6. ЭПБ - это не только ТО, а комплекс мероприятий в соответствии с программой, по технической диагностике технического устройства в виде трубопровода пара на основании требования ФНП.

7. Отрезать не проще, так как заказчику не выгодно, укоротите трубопровод (когда будете срезать, ставить заглушку, а потом снова ее срезать, в итоге придется наращивать катушкой, а это доп стык, либо натягивать если получится, а это напряжение.

8. Так в ФНП п.456 и указано, что не подвергаются это равносильно, что не возможно и старое письмо не нужно, но это не снимает обязанности при проведение тех диагностики в виде НК при выполнении ЭПБ.

Мое мнение, если Вы проводите ЭПБ, то руководствуясь правилами, и иной НД, при невозможности проведения ГИ на основании п.456, нужно в объеме программы по проведению осуществить полный дубль контроль св.соед. на отборах от врезок в турбину до задвижек.

Письмо напиши если в РТН, то скорее всего ни ответят Вам банально ссылаясь на пункты ФНП.