Проводим ЭПБ сосуда - факельный сепаратор низкого давления. Рабочее давление 0,05 МПа (ГИ 0,9 МПа) по паспорту. В инструкции завода-изготовителя указано, что:
- установка, техническое освидетельствование, содержание и обслуживание аппарата должно проводиться в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением";
- администрация предприятия-потребителя должна обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии, а также обеспечить безопасные условия их работы путем организации обследования, ремонта и надзора в полном соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
РУА-93 определяют требования к эксплуатации, техническому освидетельствованию (ревизии), отбраковке и ремонту стальных сварных сосудов и аппаратов отечественного и импортного производства, работающих под избыточным давлением до 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см) включительно, вакуумом с остаточным давлением 5 мм ртутного столба и выше, наливе и атмосферном давлении. Действующие ФНП ОРПИД (приказ РТН 536 от 15.12.2020), равно как и недействующие ПБ -03-576-03, не распространяются на данный сосуд (рабочее давление ниже 0,07 МПа). Требования инструкции завода-изготовителя противоречат ФНП. Приоритет инструкции выше ФНП? На соответствие какому НТД проводить экспертизу?
Признак опасности - оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа - отсутствует. Значит эксперт Э12 ТУ не требуется?
Значит эксперт Э12 ТУ не требуется?
Да, не требуется. А инструкции пишут те ещё спецы - не обращайтие внимания.
Спасибо за ответ, Сергей Владимирович!
Инструкция вроде как входит в состав паспорта, а это основной документ для сосуда, не учитывать который нельзя. Вот и возникли сомнения. Можно конечно попробовать предположить, чем руководствовался разработчик инструкции, отдав приоритет правилам по сосудам, но это уже в факультативном порядке)))
а это основной документ для сосуда, не учитывать который нельзя
Можно, если паспорт входит в противоречие с нормативными актами.
Положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводится оценка соответствия факельных сепараторов работающих под давлением не более 0,07 МПа:
Пункты ФНП лучше уточнить, т. к. скопировал из ЗЭПБ на обычный сосуд (не факельный).
Какой Вы пиридирчивый ! Человек просил не формулировки, а НТД ему указать.
Кстати, "Руководство по безопасности факельных систем" тоже не НПА.
Вами указанный перечень (приказ от 2 июля 2021 года N 250 ) относится к к сфере деятельности Федеральной службы (т. е. он написан для чиновников), а не к сфере деятельности экспертных организаций. В нём отсутствуют такие документы, как ГОСТ 31839, ГОСТ 12.2.063, ГОСТ 32569 и т. д., на вопросы из которых мы отвечаем при аттестации экспертов. Для чего мы по Вашему тестируемся по этим ГОСТам.?
Такая формулировка Вас устроит: "Положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и другие нормативные технические документы, на соответствие которым проводится оценка соответствия факельных сепараторов работающих под давлением не более 0,07 МПа: " ?
По поводу термина " оценка соответствия ": п. 34 ФНП ЭПБ гласит: Заключение экспертизы должно содержать: ... 2) вводную часть, включающую: указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
Заказчик экспертизы часто сам пишет в ТЗ на соответствие каким НТД нужно провести ЭПБ и мы это не можем игнорировать, т. к. невыполнение требований Договора влечёт невыплату денег.
Опять "это не я
Это я ...
Заставлять проводить экспертизу б/у сосуда на соответствие ГОСТ 34347-2017 он не имеет права
Согласен с Вами. Но Заказчики сейчас действуют "по беспределу", т. к. управы и защиты от них у экспертных организаций НЕТ.
Но Заказчики сейчас действуют "по беспределу",
Частенько не по беспределу, а по некомпетентности. Списывают конкурсные требования друг у друга. А в отделах закупок часто сидят те люди, которых больше никуда не берут. Потому, что в закупочной документации можно рисовать любую ерунду, если это не нарушает формальные требования законодательства о закупках. А в тех законах государство заботится только о своих денежках. А на всё остальное им наплевать - рынок сам всё урегулирует.
Дмитрий Викторович, добрый день!
Из перечисленных Вами документов только ФНП взрывобезопасности относятся к нормативным правовым актам в области ПБ. Все остальные (РБ, РУА, ГОСТ) отнести к таковым нельзя в силу определения термина «экспертиза промышленной безопасности», приведённого в ст. 1 116-ФЗ (определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности <...> предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности), а также расшифровки понятия «требования промышленной безопасности», содержащейся в ст. 3 116-ФЗ (условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности).
Прилагаю информационное письмо Ростехнадзора, подтверждающее данную позицию.
То, что Вы написали - всем известный факт, но скажите мне тогда как Вы будете без ссылок на эти НТД ( РУА-93, ГОСТ 34347-2017, Руководство по безопасности факельных систем) при проведение ЭПБ определять: соответствие материального и конструктивного исполнения условиям эксплуатации и требованиям НПА; соответствие систем управления, технологической защиты и сигнализации требованиям НПА.? Где Вы возьмёте нормы отбраковки без использования РУА-93 ?
В НПА написаны общие слова, а конкретика содержится в указанных документах.
И вновь мы упёрлись в терминологию: как определять (методика) - это, безусловно, РБ, РУА и т.п., но на соответствие чему - только ФЗ, указы, постановления, ФНП. Следовательно, первым пунктом заключения ЭПБ должны идти ссылки на пункты ФНП, а в актах/протоколах - ссылки на НТД.
Замечу, что ГОСТ 34347-2017 можно использовать только в отношении сосудов, соответствие которых этому ГОСТу заявлено изготовителем (что следует хотя бы из ст. 4 162-ФЗ).
Также могу добавить (по опыту нашей ЭО), что для некоторых объектов существует возможность подтянуть документы, которые не содержат требований ПБ в смысле ст. 3 116-ФЗ, однако само соблюдение положений которых является требованием ПБ, например:
- п. 4 ФНП сетей газораспределения и газопотребления устанавливает необходимость соблюдения требований ТР о безопасности сетей газораспределения и газопотребления - следовательно, в первый пункт ЗЭПБ пишем применимые положения ТР (но тут ситуация двоякая, т.к. ТР утверждён постановлением Правительства, и его можно подтянуть ещё и по этому критерию);
- если касаться зданий и сооружений, ст. 6 384-ФЗ устанавливает обязательность соблюдения ГОСТов и СП, включённых в «Перечень национальных стандартов и сводов правил...», - следовательно, подтягиваем применимые положения ГОСТов и СП.
Не претендую на истину в последней инстанции, но с точки зрения действующего законодательства вроде бы всё стройно... К тому же, мы применяем эту схему как дополнительный рычаг воздействия на заказчика (в ситуации, когда он топает ножками, сучит ручками и пытается доказать, что его гнилое оборудование соответствует всему на свете).
Вот Вам конкретика для сосудов работающих с врывопожароопасными средами под давлением не более 0,07 МПа:
- Номенклатура и содержание технической документации представленной владельцем Сосуда должны соответствовать требованиям п. 2.3, п. 2.29 РУА-93, п. 8.2 ГОСТ 34347. Содержание паспорта Сосуда должно соответствовать требованиям Приложения С ГОСТ 34347-2017;
- Конструкция и материальное исполнение Сосуда должно обеспечивать надежность и безопасность его эксплуатации в течение установленного изготовителем срока службы и должно предусматривать возможность технического обслуживания, очистки, промывки, полного опорожнения, продувки, наружного и внутреннего осмотра, проведения гидравлического испытания и контроля технического состояния Сосуда, что обеспечивается выполнением требований раздела 3 ГОСТ 34347-2017;
- Сосуд должен быть защищён от превышения внутреннего давления предохранительными клапанами, установленными с учётом требований п. 5.1-5.4 ГОСТ 12.2.085-2017, п. 2.10 РУА-93;
- Оснащение Сосуда запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами и средствами регулирования рабочих параметров должно соответствовать требованиям раздела VI ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», п. 2.10, п. 2.11, п. 2.14, п. 2.15, п. 2.20 – п. 2.22 РУА-93;
- Эксплуатация Сосуда должна осуществляется в соответствии с п. 2.1-2.4, 2.8 РУА-93;
- Установка, размещение и обвязка сосуда должна соответствовать требованиям п. 179 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
- Оснащение сосуда запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматического регулирования рабочих параметров должно соответствовать сведениям, содержащимся в технологическом регламенте, паспорте и схеме включения сосуда;
- Контрольно-измерительные приборы контролирующие рабочие параметры сосуда должны соответствовать требованиям п. 2.15–2.21, 2.23-2.25 РУА-93.
В целом обеспечение вышеуказанных требований обеспечивают соответствие Сосуда требованиям НПА.
РУА-93 «Руководящие указания по эксплуатации и ремонту сосудов и аппаратов, работающих под давлением ниже 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) и вакуумом»
Добрый день (вечер) Дмитрий Викторович. Сообщение для Вас - я знаю, что Вы периодически читаете форум Н-И. Для информации: утвержден и введен в действие приказом АО «ВНИКТИнефтехимоборудование» от 07.11.2023г. №00307-23 Стандарт СТО 00151526-009-2023 «Сосуды и аппараты нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств требования к надзору во время эксплуатации, к проведению технического освидетельствования и отбраковке сосудов и аппаратов с расчетным давлением не выше 0,05 МПа, без давления (под налив) и вакуумом».
07.11.2023 года отменилось действие РУА «Руководящих указаний по эксплуатации и ремонту сосудов и аппаратов, работающих под давлением ниже 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) и вакуумом». Дополнительно: https://defektoskopist.ru/threads/novosti-standartizacii-izmenenija-v-ntd.8146/post-171800 и https://www.normacs.info/answers/915#12299
Дополнительно:
В тему "применимости" документов ИТНЭ-93 ссылка.... и СТО СА 03-004-2009 (раздел "сосуды и аппараты" ) ссылка...
Виталий Александрович, ФНП имеет приоритет относительно РУА и руководства по эксплуатации. Уже "миллион" раз сдавал в комиссии с инспектором РТН оборудование, работающее под избыточным давлением. Если руководство в эксплуатации противоречит требованиям ФНП, то инспектора руководствуются ФНП.
Не согласен. Приоритет отдается Руководству по эксплуатации. В такой последовательности написано в ФНП. Совсем давно на инструкции по эксплуатации практически не обращали внимания, но сейчас иное отношение. К сожалению большинство изготовителей этого не поняло и продолжают писать галиматью.
Тут я с Вами готов поспорить. Любой эксплуатационный документ: паспорт. руководство или инструкция по эксплуатации изготавливается в соответствии с требованиями ФНП.
Любой эксплуатационный документ: паспорт. руководство или инструкция по эксплуатации изготавливается в соответствии с требованиями ФНП.
Для Сосудов не подпадающих под действие ФНП ОРПД, других ФНП, устанавливающих требования к паспорту и руководству по эксплуатации нету.
Руководство ( инструкция) по монтажу и эксплуатации разрабатывается для групп или единичных ТУ с конкретными условиями монтажа и эксплуатации, естественно ФНП не могут учитывать эти индивидуальные особенности- потому Руководство и имеет приоритет . Из ФНП берутся какие-то общие положения- то, что Вы назвали "...в соответствии с требованиями ФНП ", и спорить тут незачем.
Уважаемые коллеги. Я написал какая практика у инспектора нашего региона.