Коллеги, вопрос!
Насколько правомерно проводить экспертизу промышленной безопасности ТУ на оборудование, которое не стоит на учете, ранее ни разу не была проведена экспертиза.
Примеры привожу ниже:
Машина Обработки Миксеров
Машина Обработки Миксеров
Автопогрузчик TOYOTA 62-8FD30FV3000
Автопогрузчик TOYOTA 62-8FD30V3000
Автопогрузчик TOYOTA 62-8FD30
Автопогрузчик с вилочным захватом TCM FD20T3Z
A/погрузчик TOYOTA 62 8FD15FV3000
TOYOTA 7FD15
Трактор ВТЗ-30СШ
Их не когда не надо принимать во внимание, они сегодня одно, завтра другое, а послезавтра все, причем единого мнения по территориальным нет, а центральный вообще не указ! Вон случай щас: предписание выдали что ЭПБ железяки не проведено, провели, регистрировать отказались, ТУ не эксплуатируется на ОПО...
Так письма/разъяснения тоже бывают разные - приведенное постановление достаточно древнее, но существуют конкретные требования действующего законодательства - п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 03.03.2022) и ст.14 Федерального закона ФЗ-247 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Если Указом определяется какие Документы являются НПА, то в ФЗ оговорено в каком случае разъяснения положений НПА становятся обязательными к исполнению.
Отступление от темы вопроса, но не много по сути вопроса, то как видят художники из Ростехнадзора:
Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики в III квартале 2024 года
2. Задали вопрос: в рамках внесенных изменений в ФНП 461 в части отсутствия учета оборудования, как определять технические устройства, которым необходимо провести экспертизу промышленной безопасности?
Ответ: в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности в том числе подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона 116-ФЗ. Частью 2 статьи 7 Федерального закона 116-ФЗ установлено, что если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Согласно пункта 256 ФНП 461 объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности зависят от типа подъемного сооружения (далее - ПС), его фактического состояния и технологии, в которой ПС применяется на опасном производственном объекте.
Учитывая, что пунктом 2 ФНП 461 определены ПС на которые распространяются требования федеральных правил, экспертиза промышленной безопасности проводится подъемным сооружениям указанным в пункте 2 ФНП 461 за исключением ПС указанных в пункте 3 ФНП 461.
4. Задали вопрос: Подскажите пожалуйста подлежат ли экспертизе промышленной безопасности колонны из тавра и двутавра, на которых установлен паропровод от котла, входящий в состав ОПО?
Ответ: Согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», колонны на которых установлен паропровод, являются сооружениями, предназначенными для выполнения производственных процессов и, в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Художники в Ростехнадзоре парой имеют одинаковое представление как устроен мир:
http://ural.gosnadzor.ru/activity/publicdiscuss/2024/06.2024/
Публичное мероприятие июнь 2024 года
Акционерного Общества «Синарский трубный завод»
Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности вентиляционных промышленных труб для удаления газов от травильных ванн (ванны учтены в сведениях на опасный производственный объект), если такие трубы не имеют собственного фундамента.
Согласно п. 23) ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ 02.07.2013 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вентиляционные промышленные трубы, в том числе не имеющие собственного фундамента являются сооружениями.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Еще одни, уже не буду уточнять где такие практики (2024 год)
Вопрос №5: Нужно ли в сведения, характеризующие ОПО, включать технические устройства, не подлежащие учете в Ростехнадзоре?
Ответ на поступивший вопрос
В соответствии с требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации, в ходе которой должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту по предоставлению Ростехнадзором государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, в сведениях о составе опасного производственного объекта указываются характеристики технических устройств, зданий и сооружений, год ввода их в эксплуатацию, а также объем резервуаров или емкостей, регламентирующих количество опасного вещества, его характеристика (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), производительность в сутки.
Таким образом, в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, должны быть указаны все технические устройства, обладающие признаками опасности, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в независимости требуется постановка на государственный учет или нет.
Вопрос №6: Как продлять срок службы ОРДП не подлежащего учету в Ростехнадзоре?
Можно ли проводить экспертизу промышленной безопасности по истечении срока службы ОРПД, не подлежащего учету в Ростехнадзоре, или необходимо проводить техническое диагностирование?
Ответ на поступивший вопрос
В соответствии с п. 2 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее — ФНП ОРПД), ФНП ОРПД направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах при использовании перечисленного в пункте 3 оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2)):
а) пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов);
б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), а также при эксплуатации зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, в составе которых используется перечисленное в пункте 3 ФНП оборудование.
Подпунктом «л» п. 228 ФНП ОРПД установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также без проведения экспертизы промышленной безопасности если период эксплуатации оборудования превысил срок службы, указанный в паспорте оборудования организацией-изготовителем, или срок безопасной эксплуатации - в заключении экспертизы.
Вопрос №6: Как продлять срок службы ОРДП не подлежащего учету в Ростехнадзоре?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 15 февраля 2018 г. N 09-00-06/1339
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.
Экспертиза промышленной безопасности, согласно » федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, проводится в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащим постановке на учет в территориальном управлении Ростехнадзора согласно.
Оборудование, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора согласно ФНП ОРПД, подвергается техническому диагностированию с целью определения его возможности и условий безопасной эксплуатации.
Начальник Управления М.А.КЛИМОВА
Еще одни, уже не буду уточнять где такие практики (2024 год)
А чего так? Страна должна знать своих "героев" и ЦА РТН тоже должен знать "уровень" своих подопечных.
Экспертиза промышленной безопасности, согласно » федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, проводится в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащим постановке на учет в территориальном управлении Ростехнадзора согласно. Оборудование, не подлежащее учету в органах Ростехнадзора согласно ФНП ОРПД, подвергается техническому диагностированию с целью определения его возможности и условий безопасной эксплуатации.
Наверное, ЦА РТН пользовался специальной редакцией, для внутреннего использования )))))
Коллеги возник попутный вопрос, а как считаете нужно ли проводить ЭПБ промышленным вентиляционным системам в составе ОПО ?
Я считаю, если вент. системы предназначены для удаления вредных и взрывоопасных газов и пыли, или служат в качестве аварийной вентиляции, то нужно, а если они предназначены для организации микроклимата в помещениях, то нет.
Мало ли что Вы считаете ? Где написано, что не надо ?!
Где написано, что не надо ?!
Зачем Вы вопросом на вопрос отвечаете ? Я ведь жду аргументированного ответа.
Если исходить из логики, что ЭПБ подлежат только технические устройства участвующие в технологическом процессе или обладающие признаками опасности, указанными в Приложении 1 116-ФЗ, то Вентиляционные системы не подпадают под эти условия и не подлежат ЭПБ как отдельные технические устройства.
С другой стороны к вентиляционным системам предъявляются требования промышленной безопасности, например пункты 311 – 325 ФНП «Общие правила взрывобезопасности... ; пункты 124, 131, 168, 169, 199, 212 – 219 ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов».
Как мне кажется Вентиляционные системы должны проходить ЭПБ в составе здания, как одна из систем его инженерно-технического обеспечения.
кого-то вы мне напомнили ?!
Где написано, что не надо ?!
А где написано, что надо? )))
У меня был случай, когда инспектор требовал лишнего. И когда на замечание о том, что в нормативных документах такого не написано, он стал требовать: "Покажите, где не написано?!". Как тут можно ответить? Даже не знаю.
А по существу вопроса, ЭПБ подлежат ТУ, применяемые на ОПО, Здания и сооружения на ОПО и документация. Документацию сразу убираем и остается ТУ и ЗС. Я склоняюсь к ЗС, т.к. вентиляция всё же проектируется вместе со зданием. Предположу, что вентиляция подлежит ЭПБ вместе со зданием (в одной процедуре), если в соответствующих ФНП есть требования промышленной безопасности, установленные для той вентиляции.
ПП РФ от 13 августа 1997 года N 1009Ю п.2 абзац 2.
" Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается".
Иногда письма помогают решить конкретный вопрос, но именно конкретный. Руководствоваться ими в работе нельзя.
Так письма/разъяснения тоже бывают разные - приведенное постановление достаточно древнее, но существуют конкретные требования действующего законодательства - п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 03.03.2022) и ст.14 Федерального закона ФЗ-247 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Если Указом определяется какие Документы являются НПА, то в ФЗ оговорено в каком случае разъяснения положений НПА становятся обязательными к исполнению.
приведенное постановление достаточно древнее,
Это письмо написано в период, когда хотели провести реформу с заменой ЭПБ техническим диагностированием, так ведь ?! Но, как я понимаю, эта реформа не была осуществлена, она или отменена или приостановлена. В текущее время проведение технического диагностирования в целях продления дальнейшей безопасной эксплуатации по окончанию срока службы предусматривается только в рамках ЭПБ.
И это письмо противоречит положениям ФНП ЭПБ, в которых указано, что все, без исключения, технические устройства, вне зависимости от учёта в РТН, должны подвергаться ЭПБ по истечению их срока службы.
Ещё раз повторяю: если сосуд работающий под давлением не подлежит учёту или не подпадает под ФНП ОРПД, это не значит, что к нему не предъявляются требования промышленной безопасности указанные в ФНП ХОПО и ФНП ОПВ.
все, без исключения, технические устройства, вне зависимости от учёта в РТН, должны подвергаться ЭПБ по истечению их срока службы.
Формально не все, а только те из них, для которых установлены требования промышленной безопасности, т.к. в противном случае ЭПБ невозможно провести по определению.
Подъемщики этот вопрос давно решили, там всё ясно и понятно. Котлонадзорщики по этому поводу в ФНП не удосужились определиться, поэтому регулярно приходят заявки по ЭПБ бойлеров, сосудов водоподготовки и деаэраторов. Мы их отправляем к инспекторам за разъяснениями и они не возвращаются. ЭПБ оборудования, которое эксплуатируется на ОПО, но не подлежит учету - это такая же фигура умолчания, как и ЭПБ зданий с крановыми нагрузками: формально вроде бы надо, но никто не делает и Ростехнадзор не требует.
А нефтехимики настаивают на проведении ЭПБ сосудов не подпадающих под ФНП ОРПД, но зато подпадающих под ФНП ОПВ и ФНП ХОПО.
сосудов водоподготовки
Если вы имеете в виду установки ХимВодоОчистки (ХВО), то однозначно там полно сосудов, фильтров кислот, щелочей, солей подпадающих под требования ФНП ХОПО.
С 1 сентября и у подъемщиков внесли неясность, пункт про ЭПБ убрали. А в ответах сейчас пишут про ЭПБ ПС в соответствии с областью распространения ФНП п.2, а там не сегодня-завтра скажут и к)л)м)н) то же не забудьте ЭПБ провести, не удивлюсь что и сейчас, если поискать в реестрах ЭПБ, встретится это оборудование. Если на токарные станки, сварочные выпрямители ЭПБ встречаются))
Требования к ЭПБ содержатся не в ФНП, а в ФЗ 116. Тот пункт в ФНП был не про ЭПБ, а про то, что ЭПБ проводится только для ПС, подлежащих регистрации. А убрали его потому, что после выведения из под ФНП всех ПС, не подлежащих регистрации, тот пункт потерял смысл, стал просто лишним.
Меня тоже очень удивляет, почему в своих ответах Ростехнадзор всегда ссылается на пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, а про статью 14 ФЗ 247 забывает.
Сергей Артурович, так менеджеры РТН о многом не помнят, не знают, а то и просто не задумываясь нарушают требования действующего законодательства РФ. Достаточно, для примера, привести требования ст.4 ФЗ-184 как основополагающего закона (и ФЗ-116, и ФЗ-190 ГрК корректировались согласно этому закону):
"3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера..." Фактически все ФНП РТН напрямую нарушают это требование, устанавливая требования к конструкции и оснащению ТУ и ЗиС ОПО. Об этом не раз говорилось даже на уровне Правительства, но пока ничего не меняется.
требования ст.4 ФЗ-184 как основополагающего закона
Фактически все ФНП РТН напрямую нарушают это требование
В п. 4 ст. 1 ФЗ-184 указано: "Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением ... требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах"
Не совсем корректная ссылка - если уж ссылаться на ст.1 ФЗ-184, то и начинать нужно с п.1 этой статьи, в котором говорится
"1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации..." Деятельность же в области промышленной безопасности регулируется ФЗ-116, в котором прописано достаточно просто и понятно, что оценка ТУ, например, проводится согласно этого ФЗ только в том случае если эти ТУ не попадают под действие НПА в области технического регулирования. А все ФНП РТН содержат обязательное требование к применяемым на ОПО ТУ - наличие СС или ДС (разрешения же РТН на применение ТУ и были отменены в связи с принятием ФЗ-184)