В законе 116-фз сказано: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры". Если бы было сказано "используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, на которые распространяется действие ФНП" Ваша логика мне была бы понятна.
Конечно, все понимают, что вроде как само собой разумеется, что если действие ФНП на эти краны не распространяется, то и относиться к ОПО они не будут. Но конкретно это ни в законе 116-фз, ни в ФНП не прописано.
Тот вариант, что содержится в проекте нового ФЗ ".....К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 4) используются стационарно установленные грузоподъемные краны, управляемые из кабины или грузоподъемностью свыше 10 тонн, эскалаторы и пассажирские конвейеры в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры" снимает вопросы относительно кранов, управляемых с пола, грузоподъемностью до 10 тонн, но не снимает вопроса, к примеру, о кранах-штабелёрах, как и других грузоподъёмных машинах и механизмах, на которые не будет распространяться действие ФНП. К тому же это только проект, а до его принятия все должны руководствоваться действующим законом.
Я потому и озвучил этот свой вопрос, что считаю, что в законе 116-фз нет чётко прописанной формулировки, какие "стационарно установленные грузоподъемные механизмы" относятся к ОПО. Такой же вопрос и к проекту закона.
В том то и дело, что сейчас всё понятно и без всяких разъяснений Ростехнадзора, всё чётко и понятно написано в пунктах № 143 и № 145 ФНП. В том то и вопрос, что изменения, вступающие в силу с 01.09.2024 эти пункты отменяют!
Интересно будет почитать разъяснения Ростехнадзора по этому же вопросу после 01.09.24. На какой пункт ФНП сошлётся Ростехнадзор, если пункт 145 отменён?!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хотелось бы обсудить с Вами один важный вопрос, возникший вследствие новых изменений в ФНП по ПС, вводимых приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 N 16.
На сегодняшний день, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС, регистрации в качестве ОПО подлежат только те объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 настоящих ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 настоящих ФНП). То есть объект, на котором эксплуатируются, к примеру, только кран-балки г/п до 10 т ОПО не является именно в соответствии с этим самым пунктом № 143. Вновь вводимыми изменениями этот пункт № 143 из ФНП исключается.
При принятии решения о том, является ли производственный объект опасным мы должны руководствоваться прежде всего положениями закона № 116-фз, а именно Приложением 1 данного закона, где изложено следующее: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры". Однако, действующая редакция ФНП по ПС в том самом пункте № 143 содержит разъяснение, объекты с какими ПС считать ОПО, а с какими не считать. Правильно ли я понимаю, что с момента вступления изменений в силу, когда пункт 143 будет исключен из ФНП опасным производственным объектом будет считаться любой производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы?
То есть, спрошу проще, будет ли теперь считаться ОПО производство, на котором установлены, к примеру, только кран-балки г/п до 10 т (или как эти ПС названы в ФНП "краны мостового типа грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления)?
Нужно ли будет вносить такие краны, как и другие ПС перечисленные в пункте № 145 действующих ФНП, в состав уже действующего ОПО?
Качайте по этим ссылкам:
https://www.chipmaker.ru/files/file/17714/
https://www.chipmaker.ru/files/file/17702/
https://www.nadzor-info.ru/media/blog/318/f7ea7dec2df937d379e41a127f62f8e1.pdf
В ТР ТС 010/2011 паспорт упоминается косвенно: "8. Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в паспорте машины и (или) оборудования." То есть, подразумевается что паспорт как бы должен быть, но прямого требования о его оформлении в ТР ТС 010/2011 не содержится.
Так же несколько раз в ТР ТС 010/2011 появляется такое понятие как "паспортная грузоподъёмность": 11. Для подтверждения работоспособности грузоподъемных машин периодически они должны подвергаться грузовым статическим и динамическим испытаниям с нагрузкой 1,25 паспортной грузоподъемности (статические испытания) и 1,1 паспортной грузоподъемности (динамические испытания). Методика проведения грузовых испытаний должна быть изложена в Руководстве по эксплуатации грузоподъемной машины. 15. На каждой грузоподъемной машине должна быть указана ее максимальная паспортная грузоподъемность, а для кранов стрелового типа - дополнительно установлена табличка с грузовой характеристикой.
В ФНП по ПС есть следующее требование в разделе "Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатация ПС должна быть запрещена": пункт 251 " Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что: и) отсутствуют: паспорт ПС и (или) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; сведения о постановке ПС на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации "Росатом" (для ПС, подлежащих учету)".
И на учёт Ростехнадзор кран без паспорта не поставит: ФНП по ПС, раздел "Пуск ПС в работу и постановка на учет", пункт 141: "До пуска в работу ПС на ОПО комиссией рассматривается следующий комплект документов: б) паспорт ПС (в случае его утраты - дубликат); г) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС (в случае утраты - дубликат)".
То есть ФНП по ПС однозначно требуют наличие паспорта ПС, по крайне мере для ПС, подлежащих учёту в РТН.
В проекте ФНП по ПС опубликованному на regulation.gov.ru в 2020 году этому вопросу планировалось отвести целое приложение. Вот какие требования планировалось предъявлять при изготовлении дубликатов паспортов и руководств по эксплуатации: "Приложение № 15. УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДУБЛИКАТА ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАСПОРТА ПС. 1. В случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа паспорта и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, находящегося в эксплуатации, их дубликаты должны оформляться организацией-изготовителем данного ПС, ее правопреемником либо организацией, продолжающей выпуск аналогичного ПС и обладающей
на законном основании комплектом технической (конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной) документации изготовителя (далее по тексту настоящего приложения - изготовитель).
2. При отсутствии изготовителя восстановление паспорта (оформление паспорта) ПС должно осуществляться специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее по тексту настоящего приложения - экспертная организация), в соответствии с настоящим приложением к ФНП.
3. Вместо дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации ПС допускается использовать копию руководства (инструкции) по эксплуатации идентичного ПС того же изготовителя, установленного в эксплуатирующей организации, либо эксплуатируемого иной организацией" и ещё 8 пунктов на 4 страницы.
Но потом, видимо, посчитали эти требования излишними и в конечной редакции это приложение убрали.
В старых ФНП в пункте 144 было разъяснение по дубликатам паспортов и руководств по эксплуатации ПС: "Дубликат паспорта, дубликат руководства (инструкции) по эксплуатации ПС должны быть изготовлены заводом - изготовителем ПС либо специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, при этом экспертная организация подготавливает дубликат паспорта на основании проведенной экспертизы промышленной безопасности до начала эксплуатации ПС на ОПО". В новых ФНП это требование убрали. Обозначает ли это, что теперь оформлять дубликат паспорта и руководства по эксплуатации имеет право сама эксплуатирующая организация? Имеет ли теперь право оформить дубликат паспорта экспертная организация? Или любая специализированная из числа перечисленных в пункте 10 ФНП? Или же вообще кто угодно?
Думаю, что всё очень просто - человек, написавший это никогда сам не занимался планово-высотной съёмкой надземных крановых путей. Возможно, что этот человек даже и не знает, что расстояние между колоннами в подавляющем большинстве случаев (99,99999%) составляет 6 или 12 м. Возможно я не прав, тогда действительно, хотелось бы увидеть разъяснения РТН каким образом осуществлять измерения отметок рельсов на соседних колоннах через интервалы не более 5 м при расстоянии между колоннами 6 м.
Каждому, кто занимается ПВС крановых путей очевидно, что требование проведения замеров через интервалы не более 5 м должно относиться только к наземным крановым путям. Измерения Р1, Р3 для для надземных крановых путей должны осуществляться через интервал, равный шагу колонн, но не более 6 м; измерения Р2, как и следует из наименования отклонения - на соседних колоннах. Соответственно L - расстояние между осями колонн.
Полностью с Вами согласен. Но в том виде, как этот пункт опубликован, он вообще не имеет смысла. Это говорит о качестве работы над ФНП.
А вообще я к тому, что может быть разработчики обратят внимание и поправят в следующей редакции.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Кто-нибудь понял смысл пункта 6 новых ФНП по ПС:
"Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции (изменение конструкции ПС или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и (или) приводы) и (или) модернизации (изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
при этом нет замены концевых и пролетных балок
Если руководствоваться ТУ 24.05-2003 "ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО, ПОЛНО-КОМПЛЕКТНОГО И КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ (С ЗАМЕНОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ) МОСТОВЫХ КРАНОВ" НПО «ВНИИПТМАШ», то в разделе 5. "Состав работ и периодичность проведения капитально-восстановительных ремонтов металлоконструкций кранов" есть пункт 5.6.4: "Выбор типовой технологии восстановления строительного подъема главных (пролетных) балок моста, если остаточный прогиб превысил величину 0,003 длины пролета крана..."
РЭ на Бурейский 5 т и 5+5 т
Подскажите, пожалуйста, а где написано, что если на кран не распространяется ФНП, то этот кран не попадает под действие следующего положения закона 116-фз: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры"?