Добрый день, уважаемые коллеги!
Хотелось бы обсудить с Вами один важный вопрос, возникший вследствие новых изменений в ФНП по ПС, вводимых приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 N 16.
На сегодняшний день, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС, регистрации в качестве ОПО подлежат только те объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 настоящих ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 настоящих ФНП). То есть объект, на котором эксплуатируются, к примеру, только кран-балки г/п до 10 т ОПО не является именно в соответствии с этим самым пунктом № 143. Вновь вводимыми изменениями этот пункт № 143 из ФНП исключается.
При принятии решения о том, является ли производственный объект опасным мы должны руководствоваться прежде всего положениями закона № 116-фз, а именно Приложением 1 данного закона, где изложено следующее: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры". Однако, действующая редакция ФНП по ПС в том самом пункте № 143 содержит разъяснение, объекты с какими ПС считать ОПО, а с какими не считать. Правильно ли я понимаю, что с момента вступления изменений в силу, когда пункт 143 будет исключен из ФНП опасным производственным объектом будет считаться любой производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы?
То есть, спрошу проще, будет ли теперь считаться ОПО производство, на котором установлены, к примеру, только кран-балки г/п до 10 т (или как эти ПС названы в ФНП "краны мостового типа грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления)?
Нужно ли будет вносить такие краны, как и другие ПС перечисленные в пункте № 145 действующих ФНП, в состав уже действующего ОПО?
Судя по разъяснениям Ростехнадзора, такие краны как в 145 пункте, и сейчас не считаются ОПО. А вот как они это трактуют в связи с ФЗ-116 мне всегда было не понятно. Потому как в самом законе это (стационарно установленные грузоподъемные механизмы) так и не смогли за 27 лет сформулировать. Вот на просторах инета какое свежее разъяснение нашел.
Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
Источник: https://www.law.ru/npd/doc/docid/513152/modid/97?ysclid=lt89c395iv593107032
В том то и дело, что сейчас всё понятно и без всяких разъяснений Ростехнадзора, всё чётко и понятно написано в пунктах № 143 и № 145 ФНП. В том то и вопрос, что изменения, вступающие в силу с 01.09.2024 эти пункты отменяют!
Интересно будет почитать разъяснения Ростехнадзора по этому же вопросу после 01.09.24. На какой пункт ФНП сошлётся Ростехнадзор, если пункт 145 отменён?!
Так если они находясь в ФНП, ОПО не образовывали, то теперь и тем более! Какие разъяснения?
В законе 116-фз сказано: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры". Если бы было сказано "используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, на которые распространяется действие ФНП" Ваша логика мне была бы понятна.
Конечно, все понимают, что вроде как само собой разумеется, что если действие ФНП на эти краны не распространяется, то и относиться к ОПО они не будут. Но конкретно это ни в законе 116-фз, ни в ФНП не прописано.
Тот вариант, что содержится в проекте нового ФЗ ".....К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 4) используются стационарно установленные грузоподъемные краны, управляемые из кабины или грузоподъемностью свыше 10 тонн, эскалаторы и пассажирские конвейеры в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры" снимает вопросы относительно кранов, управляемых с пола, грузоподъемностью до 10 тонн, но не снимает вопроса, к примеру, о кранах-штабелёрах, как и других грузоподъёмных машинах и механизмах, на которые не будет распространяться действие ФНП. К тому же это только проект, а до его принятия все должны руководствоваться действующим законом.
Я потому и озвучил этот свой вопрос, что считаю, что в законе 116-фз нет чётко прописанной формулировки, какие "стационарно установленные грузоподъемные механизмы" относятся к ОПО. Такой же вопрос и к проекту закона.
Если Вы внимательно прочитаете мой комментарий, то увидите, что это не моя логика, а РТН. Я также как и Вы не понимаю, как связано распространение ФНП напрямую с ФЗ-116
Как я понимаю 143 пункт:
всё подлежит регистрации, кроме п.145
а так-как 145 ликвидировали, и текст его перенесли в п3, где сказано, что на ниже перечисленное ФНП не распространяются, то и нечго тут регистрировать.
Вот 143-145 и удалили
Вопрос то теперь в другом.
Раз не распространяются, то и соблюдать правила не надо
Значит и ответственных назначать не обязательно
Хоть бы на охрану труда это перепихнули, а то какой-то вакуум получается.
К примеру, если до 2000 года плавучие краны еще Госгортехнадзор курировал, то потом это перепихнули на Российский Речной Регистр (ныне РКО).
А тут как быть, с той-же кран балкой? никто не ремонтирует, не осматривает и не отвечает? (ну... по крайней мере получается, что не обязательно)
А тут как быть, с той-же кран балкой? никто не ремонтирует, не осматривает и не отвечает? (ну... по крайней мере получается, что не обязательно)
Трудовая инспекция проверяет.
Не забывайте, что в проекте к новому ФЗ № 116 (размещенному на https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=115667) В Приложении № 1 четко прописано:
".....К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 4) используются стационарно установленные грузоподъемные краны, управляемые из кабины или грузоподъемностью свыше 10 тонн, эскалаторы и пассажирские конвейеры в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры......" Так что кран-балки это не ОПО.
А уже в существующих ФНП постоянно идет отсылка к инструкции по эксплуатации, сначала смотрите требования которые изложены в инструкции по эксплуатации, и только если чего-то нет, то смотрите в ФНП. Вот и относитесь к кран-балкам и тельферам как к оборудованию. Нет же Правил по работе со станками, а ответственность за их исправную эксплуатацию с владельца никто не снимал....
только этот проект с 21 года болтается с отрицательным ОРВ 8-)
Может глупость скажу. но получается, что много организаций соскочат с крючка ??? Ау подъемщиков-экспертов сильно уменьшится работы, возрастет конкуренция и цена обвалится.
На подъемщиках-экспертах это изменение вообще никак не отразится. Эти краны и теперь экспертизе не подлежат.
изменения в ФНП произошли не только в 461, но и в 534, а так же в ТРТС-032
убрали описки, убрали неточности, расширили диапазоны, упростили понимание ,
чтоб разобраться в правках нужно много раз прочитать, составить структуру изменений, прочитать прошлые ФНП
по 461 структура такая
изменили пункты
3
58 ссылка на 143-145 (исключены)
60 ссылка на 145 (исключен)
121 (убрали слово учетный номер)
РАЗДЕЛ ПУСК ПС В РАБОТУ (убрали постановка на учет)
135 (убрали из под учета)
138 (убрали из под учета)
143-145 (исключены)
258 (ссылается на исключенный 145) который часто задавали вопрос проведения ЭПБ на объектах 1 класса ОПО ручных талей.
все более менее понятно
если на кран не распространяется ФНП 461 то он не подлежит ЭПБ и учету
СТАЛО ЛУЧШЕ И ПРОЩЕ ПОНИМАТЬ
соответственно вопрос коллеги будет ли площадка с краном до 10 тонн управления с пола считаться ОПО
ответ нет не будет
хотя это было и раньше всем понятно
такое разъяснение к ФНП 461 сделано для упрощения понимания витиеватых структур ФНП
Подскажите, пожалуйста, а где написано, что если на кран не распространяется ФНП, то этот кран не попадает под действие следующего положения закона 116-фз: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры"?
Согласно письма Ростехнадзора от 6 декабря 2023 года № 09-00-06/8309 /18/ Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
Источник: https://www.law.ru/npd/doc/docid/513152/modid/97?ysclid=lrg06t8xnw307080480
Мы это уже 1 марта обсуждали.
"А тут как быть, с той-же кран балкой? никто не ремонтирует....." - механик ремонтирует как "токарный станок".
"А тут как быть, с той-же кран балкой? никто не ремонтирует....." - механик ремонтирует как "токарный станок"
...Порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования должен быть определен в нормативных технических документах эксплуатирующей организации (стандарты, положения, инструкции, технологические карты) по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования и технических устройств с учетом условий их эксплуатации, оценки вероятности и последствий отказа, требований нормативных документов, инструкций производителей ...