Краны-трубоукладчики защелка на крюк

Согласно ТР ТС 010/2011 приложение № 2 Грузоподъемные машины п. 17. Грузозахватные органы грузоподъемной машины должны соответствовать требованиям обеспечения заданной безопасности и препятствовать самопроизвольному расцеплению, падению или высыпанию груза во время его подъема и транспортировки, в том числе, при сбоях системы управления.
Крепление крюка на подвеске, должно полностью исключать его несанкционированное разъединение с подвеской во время эксплуатации.
Каждый крюк грузоподъемной машины должен быть снабжен защелкой, препятствующей произвольному выпадению стропа, кольца или проушины из зева крюка во время подъема и транспортировки груза.
Кран-трубоукладчик Комацу Д355С 1976 года выпуска. На крюке нет защелки с завода. В паспорте тоже отсутствует информация. В ФНиП об этом ничего не сказано.
После проведения технического освидетельствования была составлена ведомость дефектов, в которой указано отсутствие защелки.
Заказчик ссылается на то, что крюк соответствует паспортным данным, а установка защелки повлечет к изменению конструкции. Устранять замечание не собирается, просит выдать положительный акт технического освидетельствования.
Кто-нибудь что то подскажет?
Знаемский Юрий Анатольевич
12.08.2016 16:27
 6562

Комментарии:

Ветров Сергей Владимирович
13.08.2016 05:04
ТР ТС 010/2011, статья 7, п. 1: Машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации, …, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Если кран 1976 выпуска и официально введен в эксплуатацию еще в те года, то закон обратной силы не имеет и требование к его приведению в соответствие с новым НД неправомерно.
Ветров Сергей Владимирович
13.08.2016 20:11 в ответ на #65250
Еще добавлю. Смотрим ФНП ПС:
Пункт 147. ПС подлежат снятию с учета в следующих случаях: при переводе в разряд не подлежащих учету.
Пункт 148. Краны-трубоукладчики не подлежат учету в РТН. Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации ПС.
Если кран до сих пор на учете - снимайте и вопрос закрыт.
Митусов Евгений Леонидович
13.08.2016 07:08
Добавлю ложку дегтя
не подлежат подтверждению соответствия
но подлежит оценке соответствия в форме гос.надзора
так же добавлю
по истечении установленного срока (ресурса) данный кран необходимо вывести из эксплуатации. В дальнейшем, исходя из экономической целесообразности и технической осуществимости, владелец крана принимает решение о его утилизации или реконструкции с приведением в соответствие требованиям тр тс010 (устранив моральный (хотя бы в части безопасности) и физический износ)
Ветров Сергей Владимирович
13.08.2016 07:56 в ответ на #65251
но подлежит оценке соответствия в форме гос.надзора
- если для б/у оборудования техническим регламентом не предусмотрено подтверждение соответствия (сертификация или декларирование), то оценка соответствия в форме госнадзора также невозможна. Если не предусмотрено наличие СС или ДС, то что тогда можно оценить в рамках госнадзора? Если оборудование имеет (должно иметь) документ о соответствии требованиям ТР ТС, то вот тогда в рамках госнадзора осуществляется оценка (проверка) выполнения этих требований.
Митусов Евгений Леонидович
13.08.2016 10:06 в ответ на #65252
то оценка соответствия в форме госнадзора также невозможна
при вводе в эксплуатацию, после работ связанных с продлением срока службы, инспектор проводит оценку на соответствие действующему законодательству о промышленной безопасности (если это ОПО), в том числе, руководствуясь п.3 ст.1 тр тс010, на соответствие требованиям тр тс 010 (обязательным требованиям), согласно возложенным на него функциям (ПП от 13 мая 2013 г. N 407). Т.к. продление происходит по результатам тех.диагностики (если ОПО, то по результатам ЭПБ) !!!конечные документы и основания для продления!!!, то у инспектора, при выявлении не соответствия, есть основания считать данные документы (как максимум) заведомо ложными.
напомню, что
технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при ….., эксплуатации
и
3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, а также продукции, указанной в подпункте 3.3_1 настоящего Решения, допускается в течение срока службы продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2013 года решением Коллегии ЕЭК от 4 декабря 2012 года N 248.

конечно, Сергей Владимирович, здесь можно долго дискутировать ….я лично понимаю закон, как закон прямого действия….ДОЛЖНО БЫТЬ!

но здесь всегда последнее слово будет за надзором
Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
…………
Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ветров Сергей Владимирович
13.08.2016 19:40 в ответ на #65256
Евгений,
Во-первых, вопрошающий не писал о продлении срока службы крана, а о его техническом освидетельствовании, а продление, как Вы сами написали, происходит по результатам техдиагностики (если ОПО, то по результатам ЭПБ), о чем речь сейчас не идет. Но самое главное – продление срока службы б/у оборудования и конечные документы (основания для продления) ну никак не связаны с надзором за соблюдением требований ТР ТС 010. Статья 7, п. 1: «Машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента». Подчеркиваю – выпускаемые в обращение, а не выпущенные! А б/у уже давно выпущено и, раз было допущено в эксплуатацию, значит не имеет отступлений от ТР ТС 010, а если имеет, но выпущено до вступления в силу ТР ТС 010, то допускается к эксплуатации в течение его срока службы при условии, что оно выпущено в обращение в период действия документа об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства - члена ТС, выданного до дня вступления в силу ТР ТС 010 (в нашем случае это действовавший в то время разрешительный документ ГГТН – письмо или иное, я не знаю, что в 70-х годах выдавал ГГТН), о чем как раз и гласит п. 3.4 Решения КТС о принятии ТР ТС 010 (в ред. Решения КЕЭК от 04.12.2012 N 248) – закон обратной силы не имеет.
Во-вторых – а в чем вообще вопрос? Открываем ФНП ПС, пункт 148, и видим, что краны-трубоукладчики не подлежат учету в РТН, а пункт 146 гласит, что регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются ПС, подлежащие учету в органах РТН. Инспектор РТН не будет проводить оценку соответствия не на ОПО да еще не подлежащего учету оборудования!
А насчет ЭПБ (если отвлечься и о ней завести речь) – согласно п. 264 ФНП, ЭПБ проводится только для ПС, которые подлежат учету. И при этом ТР ТС 010 (статья 1, п. 2) не устанавливает требования к ЭПБ, поскольку, как я уже выше написал, он распространяется на выпускаемое в обращение оборудование, а не выпущенное.
Ещё 1 веток и 5 комментариев в теме
Последний: 13.08.2016 17:47
Surname Name
13.08.2016 21:41
Заказчик ссылается на то, что крюк соответствует паспортным данным, а установка защелки повлечет к изменению конструкции.
Ни к какому изменению конструкции не повлечет, делается просто хомут с замком и надевается на хвостовик крюка.
А вообще, как известно, нет ничего лучшего, чем старые правила и госты.
ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ (Утверждены Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 30 декабря 1969 года)

"88. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 2105-64 "Крюки кованые и штампованные. Технические требования".

Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по одному из следующих Государственных стандартов:

а) ГОСТ 6627-66 "Крюки однорогие. Заготовки. Конструкция и размеры";

б) ГОСТ 6628-63 "Крюки двурогие. Основные параметры и размеры".

Крюки с предохранительными замками принимаются по ГОСТ 12840-67.

Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготовляться в соответствии с ГОСТ 6619-65 "Крюки пластинчатые однорогие и двурогие".

89. Специальные кованые и штампованные крюки и петли должны соответствовать ГОСТ 2105-64, а специальные пластинчатые крюки - техническим условиям ГОСТ 6619-65.

90. Крюки при нагрузках свыше 3 тс должны изготовляться вращающимися на шариковых закрытых опорах, за исключением крюков кранов специального назначения.

91. Крепление кованого или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорного болта не допускается.

92. Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

Таким устройством могут не снабжаться крюки:

а) портальных кранов, работающих в морских портах;

б) кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак.

Применение крюков, не снабженных предохранительным замком, в других случаях может быть допущено при условии использования гибких грузозахватных приспособлений, исключающих возможность выпадения их из зева крюка."


Правила отменены, и тем не менее и в то время разрешалось работать без замка. В нынешних условиях нормативка не регламентирует наличие замка на эксплуатируемых ПС.
Т А М
14.08.2016 14:35 в ответ на #65270
ИХМО: В СССРовских ПБ ключевое слово КРАН, к коим тогда (а возможно и сейчас) трубоукладчики не относились. Все "грузы", что подымаемые и перемещаемые над ЛЮДЬМИ и/или элементами зданий/сооружений должны иметь защелку/"язычек"/замок для предотвращения последствий раскачивания и падения груза на людей или мат. ценности.
Surname Name
14.08.2016 21:29 в ответ на #65282
1) Кран-трубоукладчик - это КРАН, который поднимает трубы. Есть краны-перегружатели и т.д. (ключевое слово кран). Крюки они и в Африке крюки.
2) Всегда запрещалось перемещение грузов над людьми. В нынешней версии "правил":
117. При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие требования:
начинать подъем груза, предварительно подняв на высоту не более 200 - 300 мм, с последующей остановкой для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;
не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

3) Предохранительные замки нужны для того, чтобы груз не вылетел с крюка при ударах крана или самого груза о препятствия. При гибких ГЗП это не происходит. При жестких ГЗП (траверсы и тд) груз может вылететь из зева. Далее: на металлургических кранах работают без замка - как цеплять ковш с расплавленным металлом на крюк с замком ?

4) Ни кого никогда не смущало то что всех правилах: ПБ-10-382-00, ПБ 10-157-97 и других по подъемным сооружениям - раздел два называется
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
. Закон обратной силы не имеет. Кран изготовлен и поезд ушел
Т А М
15.08.2016 02:27 в ответ на #65290
Ваши б слова, да РТНу в уши
Закон обратной силы не имеет
ИХМО: Хотя "язычек"/защелка на крюке ГЗП ПРОЕКТИРУЕТСЯ с учетом функционального назначения (для расширения спектра применения и защиты "от дурака"). В частности, для лебедок горизонтального перемещения груза, а так же возможности/запрещения авторазъема (что б стропальщик в порту не лазил в трюм или не обжегся в металлургии).
Михеев Виктор Инокентьевич
13.08.2016 23:38
undefined
Михеев Виктор Инокентьевич
13.08.2016 23:50 в ответ на #65272
Белорусы уже перевели на русский язык
http://www.easc.org.by/russian/katalogstand_detail.php?UrlRN=323324&UrlBD=1
Ветров Сергей Владимирович
14.08.2016 01:20 в ответ на #65273
Виктор Инокентьевич - не знаю, как перевели белорусы, но фраза "Hooks also used for applications other than pipelaying" переводитcя как "Крюки также используемые для целей, отличающихся от укладки труб (например …), должны иметь предохранительные защелки согласно EN 1677-2:2000. То есть даже в Европе не требуются защелки на крюках кранов-трубоукладчиков не требуются! И это логично - уронить трубу не страшно, т.к. повреждения у трубы будут минимальные (если вообще будут), поскольку высота их подъема невелика, и вероятность травмирования людей от срыва трубы тоже незначительна (неспроста же эти краны вывели из-под учета).
Михеев Виктор Инокентьевич
14.08.2016 03:24
Извините Сергей Владимирович, но вы исказили смысл словосочетания other than pipelaying , переведя на русский язык как отличающихся от укладки труб .
Other than можно переводить по разному, но в данном случае имеется ввиду" кроме". Это словосочетание никогда не переводится как "отличающихся". Перевод текста:
"Hooks also used for applications other than pipelaying (e.g. transport or holding of special tooling equipment) shall have a safety latch according to EN 1677-2:2000" может только иметь один смысл, не исключающий, а добавляющий:
Крюки, используемые также для применения кроме прокладки труб (например, транспорт или удерживание специального оборудования набора инструментов), должны иметь замок безопасности согласно EN 1677-2:2000. То есть имеется ввиду, не только для….., но и в других случаях (…….).
Ветров Сергей Владимирович
14.08.2016 03:42 в ответ на #65275
Я согласен, что "other than" это "кроме" (хотя в данном контексте слова "отличающихся от" или "отличных от" тоже вполне подходят), но суть от это не меняется.
Давайте так изложу перевод: "Крюки, также используемые для иных целей, кроме укладки труб (например …), должны иметь предохранительные защелки".
То есть, я так понимаю, что если крюк используется только для укладки труб, то защелка не обязательна, а если он "также используется для применения (иных целей) кроме…" ("also used for applications other than…"), то защелка должна быть.
Иначе тогда в EN должен был бы быть абзац, гласящий, что крюки, используемые для укладки труб, должны иметь защелки (а его вроде как и нет), а то, что мы сейчас переводим, уже было бы дополнением к этому абзацу.
Либо абзац должен был бы звучать вот так: Крюки, независимо от целей их использования, должны иметь защелки.
Ветров Сергей Владимирович
14.08.2016 03:54 в ответ на #65276
Иначе, если как Вы воспринимаете этот абзац, получается, что защелки на крюках для укладки труб должны быть по умолчанию (поскольку в EN об этом прямо не сказано), а если эти крюки еще для иных грузоподъемных целей используются, то защелки тоже должны быть - сомневаюсь, чтобы в европейском стандарте (ладно бы в нашем…) так двусмысленно было бы изложено такое простое требование, если защелка действительно была бы необходима в любом случае.
Михеев Виктор Инокентьевич
14.08.2016 06:11
Сергей Владимирович, я предлагаю не обсуждать, то, что написано в нашей нормативке. Важно не то, что там написано, а важно то, как и что мы делаем. Мы уже все поняли, как у нас меняют то, что написано кровью и жизнями строителей.
Т А М
14.08.2016 14:26 в ответ на #65279
++
как мы это делаем
ИХМО: 50% ПБ СССР писаны кровью, а вторые 50% партийцем (креслом начальника). Щас 80% ФНП писаны пером чиновника под диктовку коммерсанта от или около промышленной безопасности, а остальные 20%, честью ОСТАВШИХСЯ технарей РТН.
Ветров Сергей Владимирович
14.08.2016 17:40 в ответ на #65279
Виктор Инокентьевич - а при чем здесь наша нормативка? В данный момент мы уже не ее обсуждаем, а пытаемся "расшифровать" то, что написано в евронорме, чтобы в итоге понять, как к поставленному в теме ветки вопросу относятся за рубежом, но пока к единому мнению не пришли. Я рассчитывал, что Вы найдете иные доказательства ее необходимости для случая укладки труб, т.к. перевод абзаца не проливает свет на данный вопрос.
И потом - почему у нас "меняют то, что написано кровью и жизнями строителей", ведь в ТР ТС 010 четко написано про защелку на крюке любой ГПМ.
Михеев Виктор Инокентьевич
15.08.2016 05:01 в ответ на #65284
Сергей Владимирович. Доказательства искать не нужно, все трубоукладчики в России и в Европе выходят с завода с замком на крюке. В Европе законодателями в области безопасности являются сами производители техники, т.к. они толкают прогресс. А у нас - всякие рыбасы, которые штаны протерли в институтах и производство знают по-наслышке. Отсюда вся беда: юристы да экономисты.
Митусов Евгений Леонидович
14.08.2016 14:21
undefined
Т А М
14.08.2016 14:42
+++
Т А М
14.08.2016 18:11
ИХМО "языч1к"/замокна крюке воспринеимаю как щлагбаум на перед подземным переходом на нв автомобильной дороге