Ремонт оборудования с применением запчастей не согласованных изготовителем

Обратились с вопросом, есть машина (компрессор) по 010/2011, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте некоторое время и которой потребовался ремонт с заменой запчастей (клапанов). 

По некоторым причинам у изготовителя такие запчасти не приобретались, а были заказаны у стороннего производителя, тот разработал документацию изготовил и поставил заказчику, все процедуры прошли без согласования с изготовителем машины.

У эксплуатации возникло желание провести ЭПБ, машины для узаконивания применения данных запчастей. 

Я ссылаясь на 116-ФЗ Статья 7 п. 1. Говорю Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании., тогда согласно 

ТР/ТС 010/2011 п 14. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.
15. Изменения конструкции машины и (или) оборудования, возникающие при их ремонте, должны согласовываться с разработчиком (проектировщиком).

Получается, что без согласования с изготовителем машины применение данных запчастей не допускается, или все-же есть возможности применения (обоснование безопасности, ЭПБ)?

 

 

МК
Макеев Кирилл С.
18.06.2021 03:30
 1671

Комментарии:

Ещё 3 комментариев в теме
Последний: 22.06.2021 04:48
МК
Макеев Кирилл С.
22.06.2021 06:44

Любите вы Дмитрий Викторович всякую ересь написать, это я про п.2. 

Изготовитель профильный завод, делает схожую продукцию на русские машины, тут вопрос в том, что они сделаны по собственной КД, а не разработчика машины, как тогда показать, что это не изменение конструкции? 

Вот делают же десятки фирм запчасти на всякую технику, те-же подшипники, кольца, какие основания ставить такую продукцию? 

ВС
Ветров Сергей Владимирович
22.06.2021 06:57 в ответ на #135188

Кстати, эти запчасти - клапаны - являются запорной или иной арматурой? Если да, то, поскольку они изготовлены не изготовителем компрессора, то на них необходима как минимум ДС ТР ТС 010, а если ещё и под ТР ТС 032 попадает, то и ДС или СС ТР ТС 032.

Лаврентьев Дмитрий Викторович
22.06.2021 08:38 в ответ на #135189
undefined
МК
Макеев Кирилл С.
22.06.2021 09:26 в ответ на #135191

Да клапан этот просто изделие из металла, назначение как в ДВС, все верно, как отдельное устройство точно не пройдет, именно запчасть, запчасти не декларируют. 

Получается какая-то путаница у меня, для ЭПБ основания нет, для декларирования то-же, тогда что? или просто ставим, а если развалится, с выбросом газа и пожаром? Это как китайские тормозные шланги на авто, вроде такие-же... 

Мне конечно п. 15 ближе ТР ТС 010, но может кто сталкивался, судебной практики тоже нет

Лаврентьев Дмитрий Викторович
22.06.2021 10:03 в ответ на #135192

Основанием для проведения ЭПБ является изменение конструкции. Если применённые материалы, конструкция и результаты испытаний клапанов соответствуют требованиям Стандартов и ФНП, то Вас никто не должен обвинить в необоснованности выводов ЗЭПБ, даже если всё взорвётся к чертям !

Можете, для интереса, почитать мои Заключения в теме https://www.nadzor-info.ru/post/62094. Для расширения кругозора прилагаю моё Заключение по насосам.

PDF
Заключение экспертизы (без комерческой тайны).pdf
Скачать файл
Ещё 1 комментариев в теме
Последний: 22.06.2021 09:00
МК
Макеев Кирилл С.
22.06.2021 09:50

Вот бы еще в кам-то ГОСТ, что такое является "изменением конструкции оборудования"

Лаврентьев Дмитрий Викторович
22.06.2021 10:17 в ответ на #135194

Изменение конструкции тех. устройства - это любое изменение конструкции не предусмотренное его изготовителем. Если клапана по материалам, конструкции и размерам в точности совпадают с исходными, то это - не изменение конструкции. Если хоть, что-то не совпадает (например: диаметр седла или ход оси и т. д.), то это - изменение конструкции.

Эта тема немного раскрыта в ГОСТ 33995-2016 п. 3.2 внесение изменений в конструкцию транспортного средства: Действия в отношении конструкции транспортного средства, выполненные после его выпуска в обращение и регистрации с целью последующей эксплуатации, не предусмотренные изготовителем транспортного средства и способные повлиять на безопасность дорожного движения.

ГОСТ Р 52527-2006 3.81 конструктивные изменения (redesign/retrofit): Преобразование или замена элементов и/или блоков для достижения улучшенных рабочих характеристик, или замена основных узлов ГТУ элементами измененной конструкции.

В Вашем Заключении нужно "просто" (хотя не так это просто) обосновать или опровергнуть, что внесённые изменения не влияют на ухудшение пром. безопасности, опираясь на соответствие требованиям тех. условий (Стандартов) и пром. безопасности (ФНП).

МК
Макеев Кирилл С.
23.06.2021 07:54 в ответ на #135197

Если это именно "изменение конструкции" то согласно ТР ТС 010 п.15 без вариантов согласование с разработчиком.

А если изменения нет (как вы написали, в точности все совпадает) то получается можно применять без ограничений. Как производитель должен доказать, что все совпадает? 

Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 09:05 в ответ на #135200

Путь первый: Запросите у изготовителя новых клапанов документ удостоверяющий, что изготовленные клапаны полностью соответствуют предоставленным образцам или чертежам завода-изготовителя компрессора.

Путь второй: пунктом 4 ФНП "Правила проведения ЭПБ" допускается проведение ЭПБ при изменении конструкции тех. устройства. Провести ЭПБ компрессора с измерительным контролем геометрических размеров клапанов (микрометрами и штангенциркулем) и определением хим. состава материала из которого изготовлены клапана, в выводах Заключения ЭПБ эксперт должен удостоверить, что по результатам проведённого контроля установлено, что вновь установленные клапана полностью соответствуют документации завода-изготовителя.

Как-то так.

ВС
Ветров Сергей Владимирович
23.06.2021 09:11 в ответ на #135201
undefined
Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 09:15 в ответ на #135202
undefined
ВС
Ветров Сергей Владимирович
23.06.2021 09:17 в ответ на #135203

У вас тоже жара? У нас жесть... В моей комнате, выходящей на восток (в тени сейчас то бишь), уже +31... И окно настежь не могу открыть, ибо пух тополиный аки снег, а вечером комары...

Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 09:19 в ответ на #135204

+29. Сидим в офисе в спёртой атмосфере. У меня одна работница алергик из-за неё терплю закрытые окна.

Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 10:23 в ответ на #135201

Дополнительно нужно проверить прилегание уплотнительных поверхностей сёдел и клапанов "синей краской" ( берлинской лазурью ).

МК
Макеев Кирилл С.
23.06.2021 10:30

Ну так если клапан соответствует документам изготовителя, то это не изменение конструкции и основания для ЭПБ нет.

А если не соответствует то как доказать его надежность, я думаю можно только в рамках каких-то ускоренных испытаний выполненных изготовителем или при опытной эксплуатации. Конечно можно провести формальную ЭПБ на пункты ФНП, да только как понять сколько такая машина проработает. 

Клапан по сути деталь, может и не слишком сложная, но она такая-же деталь как коленчатый вал, как в рамках ЭПБ подтвердить работоспособность машина с "левым" валом если изготовитель не проводил такие испытания? 

Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 10:51

Вы же сами пишите, что

"Изготовитель профильный завод, делает схожую продукцию на русские машины ..."

Если этот завод делает клапана для своей продукции и ваши клапана изготовлены по технологии изготовления клапанов этого завода (т. е. выдержаны режимы термообработки, обработки поверхностей, произведена приёмка ОТК), то и надёжность их будет такая же, как их серийная продукция.

Всё таки, мне каэца, что замена на "левую" деталь можно признать, в любом случае, как изменение конструкции.

Лаврентьев Дмитрий Викторович
23.06.2021 11:20

Вот я, например, писал Заключение экспертизы на замену корпуса гранулятора диаметром 5 000 мм изготовленного в 1978 г. Французской фирмой (коммерческой тайны никакой нету, т. к. 10 лет назад было). Корпус отливался на наших заводах. А вы боитесь написать экспертизу на какой-то там клапан.

DOC
Отчёт по обследов ГРАНУЛЯТОРА.doc
Скачать файл
Г Вера Викторовна
24.06.2021 08:51

Добрый день, уважаемые господа! Нужна помощь специалистов. Я СМК аудитор (и еще много чего :) ) на авиационном заводе. Проверяла отдел, который занимается разработкой, производством, обслуживанием, аттестацией, модернизацией испытательных стендов. На заводе около 50 стендов и многие из них совсем древние, запчастей к ним уже не купить (если стенд покупной).

Наши специалисты изготавливают по чертежам эти детали, готовят на них КД и устанавливают в оборудование. В цехах, где идет изготовление стендов и деталей к ним, есть ОТК, осуществляющее контроль выпускаемых изделий. . Как вы считаете, после установки такой детали (неоригинальной) в покупное испытательное оборудование должна быть валидация (аттестация)?В ГОСТ Р 8.568 и ГОСТ РВ 0008-02 (аттестация испытательного оборудования), ГОСТ Р ИСО 10007 (управление конфигурацией) к сожалению ничего конкретного нет.

ВС
Ветров Сергей Владимирович
24.06.2021 11:01 в ответ на #135213

Раз нигде не прописано, значит не нужно. Тем более, что у этого испытательного оборудования давно вышел гарантийный срок и его изготовитель, даже если еще существует, ничего чинить не обязан, равно как и поставлять запчасти для ремонта.

Митусов Евгений Леонидович
25.06.2021 02:32 в ответ на #135213

В ГОСТ Р 8.568 ....... к сожалению ничего конкретного нет.

 7 Повторная аттестация испытательного оборудования

7.1 Повторную аттестацию ИО осуществляют в порядке, установленном для первичной аттестации ИО в разделе 5:

- после ремонта или модернизации (см. 4.5);

Скрытная Марфа Васильевна
25.06.2021 00:29

По первому вопросу конструкция не изменялась. Точно такие же клапана, только другого изготовителя. Если оборудование было на гарантии, то с гарантии оно, разумеется, слетело. Но конструкция не изменялась. Вообще сложно представить, как можно воткнуть клапана другой конструкции ,и чтобы оно всё после этого заработало. Что касается материала новых клапанов, то я сильно сомневаюсь, что изготовитель оборудования будет в эксплуатационной документации указывать материал, из которого он сам их изготовил. Потому, что он, возможно их и не изготавливал сам, а у кого-то закупил. А если даже и изготовил, то наверняка в эксплуатационной документации где-нибудь прописано, что "Изготовитель оставляет за собой право и т.д...". Так что истоки происхождения родных клапанов можно и не найти и сравнивать не с чем. Заменили и заменили, изготовитель запчастей документы предоставил, работает и ладно. А изготовитель, ничего согласовывать не обязан, пошлет нахер и ничего ему за это не будет.