Обратились с вопросом, есть машина (компрессор) по 010/2011, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте некоторое время и которой потребовался ремонт с заменой запчастей (клапанов).
По некоторым причинам у изготовителя такие запчасти не приобретались, а были заказаны у стороннего производителя, тот разработал документацию изготовил и поставил заказчику, все процедуры прошли без согласования с изготовителем машины.
У эксплуатации возникло желание провести ЭПБ, машины для узаконивания применения данных запчастей.
Я ссылаясь на 116-ФЗ Статья 7 п. 1. Говорю Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании., тогда согласно
ТР/ТС 010/2011 п 14. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.
15. Изменения конструкции машины и (или) оборудования, возникающие при их ремонте, должны согласовываться с разработчиком (проектировщиком).
Получается, что без согласования с изготовителем машины применение данных запчастей не допускается, или все-же есть возможности применения (обоснование безопасности, ЭПБ)?
Любите вы Дмитрий Викторович всякую ересь написать, это я про п.2.
Изготовитель профильный завод, делает схожую продукцию на русские машины, тут вопрос в том, что они сделаны по собственной КД, а не разработчика машины, как тогда показать, что это не изменение конструкции?
Вот делают же десятки фирм запчасти на всякую технику, те-же подшипники, кольца, какие основания ставить такую продукцию?
Кстати, эти запчасти - клапаны - являются запорной или иной арматурой? Если да, то, поскольку они изготовлены не изготовителем компрессора, то на них необходима как минимум ДС ТР ТС 010, а если ещё и под ТР ТС 032 попадает, то и ДС или СС ТР ТС 032.
Да клапан этот просто изделие из металла, назначение как в ДВС, все верно, как отдельное устройство точно не пройдет, именно запчасть, запчасти не декларируют.
Получается какая-то путаница у меня, для ЭПБ основания нет, для декларирования то-же, тогда что? или просто ставим, а если развалится, с выбросом газа и пожаром? Это как китайские тормозные шланги на авто, вроде такие-же...
Мне конечно п. 15 ближе ТР ТС 010, но может кто сталкивался, судебной практики тоже нет
Основанием для проведения ЭПБ является изменение конструкции. Если применённые материалы, конструкция и результаты испытаний клапанов соответствуют требованиям Стандартов и ФНП, то Вас никто не должен обвинить в необоснованности выводов ЗЭПБ, даже если всё взорвётся к чертям !
Можете, для интереса, почитать мои Заключения в теме https://www.nadzor-info.ru/post/62094. Для расширения кругозора прилагаю моё Заключение по насосам.
Вот бы еще в кам-то ГОСТ, что такое является "изменением конструкции оборудования"
Изменение конструкции тех. устройства - это любое изменение конструкции не предусмотренное его изготовителем. Если клапана по материалам, конструкции и размерам в точности совпадают с исходными, то это - не изменение конструкции. Если хоть, что-то не совпадает (например: диаметр седла или ход оси и т. д.), то это - изменение конструкции.
Эта тема немного раскрыта в ГОСТ 33995-2016 п. 3.2 внесение изменений в конструкцию транспортного средства: Действия в отношении конструкции транспортного средства, выполненные после его выпуска в обращение и регистрации с целью последующей эксплуатации, не предусмотренные изготовителем транспортного средства и способные повлиять на безопасность дорожного движения.
ГОСТ Р 52527-2006 3.81 конструктивные изменения (redesign/retrofit): Преобразование или замена элементов и/или блоков для достижения улучшенных рабочих характеристик, или замена основных узлов ГТУ элементами измененной конструкции.
В Вашем Заключении нужно "просто" (хотя не так это просто) обосновать или опровергнуть, что внесённые изменения не влияют на ухудшение пром. безопасности, опираясь на соответствие требованиям тех. условий (Стандартов) и пром. безопасности (ФНП).
Если это именно "изменение конструкции" то согласно ТР ТС 010 п.15 без вариантов согласование с разработчиком.
А если изменения нет (как вы написали, в точности все совпадает) то получается можно применять без ограничений. Как производитель должен доказать, что все совпадает?
Путь первый: Запросите у изготовителя новых клапанов документ удостоверяющий, что изготовленные клапаны полностью соответствуют предоставленным образцам или чертежам завода-изготовителя компрессора.
Путь второй: пунктом 4 ФНП "Правила проведения ЭПБ" допускается проведение ЭПБ при изменении конструкции тех. устройства. Провести ЭПБ компрессора с измерительным контролем геометрических размеров клапанов (микрометрами и штангенциркулем) и определением хим. состава материала из которого изготовлены клапана, в выводах Заключения ЭПБ эксперт должен удостоверить, что по результатам проведённого контроля установлено, что вновь установленные клапана полностью соответствуют документации завода-изготовителя.
Как-то так.
У вас тоже жара? У нас жесть... В моей комнате, выходящей на восток (в тени сейчас то бишь), уже +31... И окно настежь не могу открыть, ибо пух тополиный аки снег, а вечером комары...
+29. Сидим в офисе в спёртой атмосфере. У меня одна работница алергик из-за неё терплю закрытые окна.
Дополнительно нужно проверить прилегание уплотнительных поверхностей сёдел и клапанов "синей краской" ( берлинской лазурью ).
Ну так если клапан соответствует документам изготовителя, то это не изменение конструкции и основания для ЭПБ нет.
А если не соответствует то как доказать его надежность, я думаю можно только в рамках каких-то ускоренных испытаний выполненных изготовителем или при опытной эксплуатации. Конечно можно провести формальную ЭПБ на пункты ФНП, да только как понять сколько такая машина проработает.
Клапан по сути деталь, может и не слишком сложная, но она такая-же деталь как коленчатый вал, как в рамках ЭПБ подтвердить работоспособность машина с "левым" валом если изготовитель не проводил такие испытания?
Вы же сами пишите, что
"Изготовитель профильный завод, делает схожую продукцию на русские машины ..."
Если этот завод делает клапана для своей продукции и ваши клапана изготовлены по технологии изготовления клапанов этого завода (т. е. выдержаны режимы термообработки, обработки поверхностей, произведена приёмка ОТК), то и надёжность их будет такая же, как их серийная продукция.
Всё таки, мне каэца, что замена на "левую" деталь можно признать, в любом случае, как изменение конструкции.
Вот я, например, писал Заключение экспертизы на замену корпуса гранулятора диаметром 5 000 мм изготовленного в 1978 г. Французской фирмой (коммерческой тайны никакой нету, т. к. 10 лет назад было). Корпус отливался на наших заводах. А вы боитесь написать экспертизу на какой-то там клапан.
Добрый день, уважаемые господа! Нужна помощь специалистов. Я СМК аудитор (и еще много чего :) ) на авиационном заводе. Проверяла отдел, который занимается разработкой, производством, обслуживанием, аттестацией, модернизацией испытательных стендов. На заводе около 50 стендов и многие из них совсем древние, запчастей к ним уже не купить (если стенд покупной).
Наши специалисты изготавливают по чертежам эти детали, готовят на них КД и устанавливают в оборудование. В цехах, где идет изготовление стендов и деталей к ним, есть ОТК, осуществляющее контроль выпускаемых изделий. . Как вы считаете, после установки такой детали (неоригинальной) в покупное испытательное оборудование должна быть валидация (аттестация)?В ГОСТ Р 8.568 и ГОСТ РВ 0008-02 (аттестация испытательного оборудования), ГОСТ Р ИСО 10007 (управление конфигурацией) к сожалению ничего конкретного нет.
Раз нигде не прописано, значит не нужно. Тем более, что у этого испытательного оборудования давно вышел гарантийный срок и его изготовитель, даже если еще существует, ничего чинить не обязан, равно как и поставлять запчасти для ремонта.
По первому вопросу конструкция не изменялась. Точно такие же клапана, только другого изготовителя. Если оборудование было на гарантии, то с гарантии оно, разумеется, слетело. Но конструкция не изменялась. Вообще сложно представить, как можно воткнуть клапана другой конструкции ,и чтобы оно всё после этого заработало. Что касается материала новых клапанов, то я сильно сомневаюсь, что изготовитель оборудования будет в эксплуатационной документации указывать материал, из которого он сам их изготовил. Потому, что он, возможно их и не изготавливал сам, а у кого-то закупил. А если даже и изготовил, то наверняка в эксплуатационной документации где-нибудь прописано, что "Изготовитель оставляет за собой право и т.д...". Так что истоки происхождения родных клапанов можно и не найти и сравнивать не с чем. Заменили и заменили, изготовитель запчастей документы предоставил, работает и ладно. А изготовитель, ничего согласовывать не обязан, пошлет нахер и ничего ему за это не будет.