Любая нормальная экспертная организация и без подобных методик способна сама посчитать свои расходы и доходы
Эта методика не для "любой " экспертной организации, а для организаций подведомственных Ростехнадзору.
" . Методика предназначена для использования организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – экспертная организация).""
Думаю, что конкретно этот проект редакции Методики появился в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ 1067 от 09.08.2024 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408090027
Фактически эта методика всего для двух ЭО, указаннных здесь: https://www.gosnadzor.ru/about_gosnadzor/structure/organizatsii-v-otnoshenii-kotorykh-rostekhnadzor-nadelen-polnomochiyami-po-osushchestvleniyu-ot-imen/
Пришел ответ от 9 управления Ростехнадзора на запросм разъяснений.
Вопрос звучал так:
"Вопрос: В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Пунктом 5 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. № 420 установлено, что вышеуказанные здания и сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях: при истечении срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; при отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате
которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 г. N 536 требования Федерального закона N 116-ФЗ и настоящих ФНП применяются к зданиям и сооружениям, предназначенным для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, разрушение которых вследствие неработоспособного (аварийного) состояния может послужить причиной аварии оборудования и травмирования людей, в том числе к конструкциям опорно-подвесной системы трубопроводов.
Просим вас разъяснить -- должна ли, в случаях, установленных пунктом 5 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. № 420, проводиться экспертиза промышленной безопасности конструкций опорно-подвесных систем трубопроводов пара и горячей воды как на сооружения или конструкции опорно-подвесных систем трубопроводов необходимо рассматривать как элементы трубопроводов и они подлежат экспертизе в составе данных трубопроводов ?"
Всем спасибо за ответы!
Да, есть СО 153-34.17.464-2003 и СТО ЦКТИ, но они существенно ниже по статусу чем ФНП ОРПИД, согласно которому сооружения это:
"...дымовые трубы, отдельно стоящие на собственном фундаменте, и газоходы от котлов до дымовых труб;
металлические дымовые трубы, установленные на металлическом каркасе котлов шахтной компоновки;
каркас котла - несущая металлическая конструкция, воспринимающая нагрузку от массы котла с учетом временных и особых нагрузок и обеспечивающая требуемое взаимное расположение элементов котла;
эстакады для трубопроводов пара и горячей воды;
отдельно стоящие опоры трубопроводов с фундаментом;
конструкции опорно-подвесной системы трубопроводов;
каналы (непроходные, полупроходные, проходные) для прокладки трубопроводов в комплекте с входящими в их состав строительными конструкциями (лотками, фундаментными (блоками) опорами), камеры и павильоны для установки арматуры и иных устройств;
несущие фундаменты, воспринимающие нагрузку от установленного на них оборудования и обеспечивающие его устойчивое положение".
На основании этого территориальные управления Ростехнадзора "пачками" выдают предписания эксплуатирующим организациям о необходимости проведения ЭПБ дымовых труб, металлоконструкций котлов, каналов, фундаментов, эстакад и т.п. И никого особо не смущает, что как таковых, требований промышленной безопасности к этим объектам не существует.
На мой взгляд, если следовать букве ФНП, то конструкции ОПС трубопроводов тоже являются сооружениями и на них должна проводиться ЭПБ как на сооружения.
Доброго времени суток!
Заказчик выдает ТЗ с формулировкой "Выполнить экспертизу промышленной безопасности сооружений, воспринимающих нагрузку от оборудования, работающего под избыточным давлением".
В качестве оборудования, работающего под избыточным давлением заказчик указывает баки деаэраторов, подогреватели сетевой воды, трубопроводы пара и горячей воды, воздухосборники и т.п. оборудование.
Согласно п.4 приложения 1 к ФНП ОРПИД (приказ №536) под термин "сооружения" подпадают конструкции опорно-подвесной системы трубопроводов и несущие фундаменты, воспринимающие нагрузку от установленного на них оборудования и обеспечивающие его устойчивое положение.
Если с фундаментами оборудования более менее все ясно, то правомерность выполнения ЭПБ на конструкции опорно-подвесных систем трубопроводов пара и горячей воды, как на сооружения, вызывает некоторые сомнения.
Можно ли рассматривать ОПС как сооружения и проводить на них ЭПБ, или, по вашему мнению, конструкции опорно-подвесных систем трубопроводов необходимо рассматривать как элементы трубопроводов и они подлежат экспертизе в составе трубопроводов пара горячей воды ?
У кого какое мнение по этому вопросу ?
P.S.
С запросом в Центральный аппарат Ростехнадзора уже обращались по этому поводу. Ответ настолько не вразумителен, что даже не стану его публиковать здесь.
Новый проект изменений в ФНП ЭПБ: https://regulation.gov.ru/projects#npa=147810
Из существенного -- хотят вернуть срок в тридцать дней на внесение заключения в реестр после подписания рукводителем ЭО: "10. В пункте 40 после слов «заключение экспертизы» дополнить словами «не позднее 30 дней с даты его подписания руководителем организации, проводившей экспертизу,».
Все новое -- хорошо забытое старое.
"27. В случае если техническое устройство соответствует требованиям промышленной безопасности, а в процессе технического диагностирования, проводимого в рамках экспертизы промышленной безопасности, выявлены отдельные отклонения от технической документации, которые не противоречат требованиям промышленной безопасности, рекомендуется разрабатывать рекомендации по устранению выявленных отклонений с предельными сроками их реализации, которые могут быть отражены в заключении экспертизы промышленной безопасности.
...
32. В случае если здание (сооружение) соответствует требованиям промышленной безопасности, а в процессе его обследования, проводимого в рамках экспертизы промышленной безопасности, выявлены отдельные дефекты и повреждения, которые не противоречат требованиям промышленной безопасности и не создают угрозу внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, рекомендуется разрабатывать рекомендации по устранению выявленных дефектов и повреждений с предельными сроками их реализации, которые могут быть отражены в заключении экспертизы промышленной безопасности."
Если эти две формулировки помогут хоть как-то помочь развязать тупиковую ситуацию с выводами заключения ЭПБ, то большой респект авторам этого документа.
"Вопрос от 27.11.2019:
В управление Ростехнадзора поступило письмо заявителя с просьбой о даче пояснений:
1. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам ЭПБ, если в паспортах на данные приборы указан «назначенный срок службы»?
2. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам ЭПБ, если в паспортах на данные приборы указан «полный средний срок службы»?
3. Возможно ли продление срока службы приборам контроля, управления и ПАЗ, СиО по результатам поверки, если в паспортах на данные приборы указан «полный средний срок службы»?
Ответ: На данный вопрос Управлением дан ответ следующего содержания:
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон 116-ФЗ), техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, относятся машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Исходя из вышеизложенного, системы контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не являются техническими устройствами. Проведение экспертизы промышленной безопасности для систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не предусмотрено.
Согласно » пункту 6.6.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопаспых химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 96, средства измерения, входящие в систему контроля, управления и ПАЗ, и информационно-измерительные системы должны иметь документационное подтверждение об утверждении типа средств измерений и документы о прохождении поверки.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон 102-ФЗ), поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средства измерений метрологическим требованиям.
Таким образом, результаты поверки средств измерений, входящих в состав систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения, не могут служит основанием для продления их срока службы".
"Ростехнадзор сообщает об изменении ряда обязательных требований для организаций, работники которых были мобилизованы.
Указанные требования скорректированы постановлением Правительства РФ от 15 октября 2022 года N 1839.
Сообщается, в частности, что в отношении мобилизованных работников на срок прохождения военной службы и последующий период, необходимый для возобновления трудовой деятельности и прохождения процедур подтверждения компетентности, продлеваются сроки:
- очередного прохождения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности;
- очередного подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения;
- действия аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
- действия аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
Также допускается осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности при наличии в штате лицензиата как минимум одного эксперта в области промышленной безопасности в случае, если иные эксперты были мобилизованы».
"Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.
Сокровища свои потрать, пока ты жив;
Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим".
Омар Хайям
:):)
"Молчание главы Росприроднадзора на фоне ЧП в Норильске становится скандальным"
"С учетом реализуемых мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции до 6 мая 2020 г. прием заявительных документов для оказания государственных услуг осуществляется исключительно в форме электронных документов или почтовыми отправлениями. При направлении заявительных документов (в частности, для регистрации заключений экспертизы промышленной безопасности) почтовыми отправлениями Ростехнадзор рекомендует заявителям представлять материалы на электронных носителях".
Кто-нибудь пробовала вносить заключения ЭПБ в реестр через портал Госуслуг?
"Постановление от 3 апреля 2020 года №440
Приложение №5
2. Эксплуатация опасных производственных объектов по решению руководителей (заместителей руководителей) организаций, эксплуатирующих их, либо руководителей обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях) осуществляется без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах до 1 июля 2020 г.
3. После 1 июля 2020 г. экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты"
Похоже, что коронавирус убьет ЭПБ быстрее, чем внесение изменений в №116-ФЗ. Теперь вполне официально можно будет не делать делать ЭПБ до 01.07.2020, а потом можно будет делать их по фотографиям, присланным заказчиком.
http://government.ru/docs/39401/
Из последнего абзаца письма ЦА РТН: "Таким образом, в отсутствии руководителя организации, в случае длительного его отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам подписывать заключения экспертизы промышленной безопасности от имени общества имеет право лицо, назначенное руководителем общества, которое будет временно исполнять его обязанности, в случае, если данная возможность предусмотрена Уставом общества, либо решением его общего собрания, в соответствии с п. 2 ст. 33 Закона".
Но, реально при внесении заключений (подписанных не первым лицом) в реестр могут возникнуть проблемы. Сотрудники РТН сверяются с выпиской из ЕГРЮЛ и если заключение подписано не лицом, имеющим право действовать без доверенности, рискуете получить отказ во внесении реестр. Поэтому к заключению придется прикладывать выписку из Устава, Приказ и.... все равно не факт, что отказ не получите.
Замечательный документ! Буквально с первых же строк:
"ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2020 г. № 7
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу актов РСФСР и Российской Федерации и их
отдельных положений
1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. "О взимании прямыхъ налоговъ" (СУ РСФСР, 1917, № 5, ст. 71).
2. Инструкция Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 декабря 1917 г. "О правахъ и обязанностяхъ Советовъ" (СУ РСФСР, 1917, № 12, ст. 180).
3. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1918 г. "О Революционном Трибунале Печати" (СУ РСФСР, 1918, №28, ст. 362).
4. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 30 января 1918 г. "О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов" (СУ РСФСР, 1918, № 20, ст. 309).
5. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 ноября 1920 г. "Общие экономические и юридические условия концессий" (СУ РСФСР, 1920, № 91, ст. 481).
6. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 7 февраля 1921 г. "О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли" (СУ РСФСР, 1921, № 10, ст. 69).
7. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13 мая 1921 г. "О домах отдыха" (СУ РСФСР, 1921, № 47, ст. 232).
8. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 6 июня 1921 г. "Правила получения пропусков и регистрации командировочных удостоверений на проезд по железным дорогам и водным путям сообщения Р.С.Ф.С.Р." (СУ РСФСР, 1921, № 50, ст. 276).
9. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 5 сентября 1921 г. "О преступлениях и проступках, совершенных на судах, плавающих под Российским флагом" (СУ РСФСР, 1921, № 64, ст. 471)..."
..." и т.д. и т.п.
Всего каких-то сто лет понадобилось, что отменить Декреты советской власти :))
"....проект 02/07/08-19/00094348 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности".
Данный проект перешел на стадию "Текст" и находится в статусе "Идет обсуждение".
Вы можете ознакомиться с размещенным проектом перейдя по ссылке:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=94348"
"НТС Ростехнадзора одобрил законопроект «О промышленной безопасности»
... в середине июня Ростехнадзор разметил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроект «О промышленной безопасности». Сбор предложений по доработке документа продлится до 12 июля..."
https://www.risk-news.ru/news/nts_rostekhnadzora_odobril_zakonoproekt_o_promyshlennoy_bezopasnosti/
"Приложение 1
Опасные производственные объекты
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в таблицах 1 и 2 количествах опасные вещества;
2) транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ под избыточным давлением свыше 0,005 мегапаскаля;
3) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
4) используются эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
5) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
6) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывчатых материалов промышленного назначения), работы по обогащению полезных ископаемых;
7) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки, комбикормового и древесного сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию".
Я не вижу в Приложении 1 ни слова про стационарно установленные грузоподъемные краны. Отсюда: https://regulation.gov.ru/projects#npa=92266 Только эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры.
"Приложение 2
Передвижные технические устройства
К категории передвижных технических устройств относятся машины, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, следующих видов:
1) грузоподъемные машины:
а) башенные грузоподъемные краны;
б) стреловые грузоподъемные краны (автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси, гусеничные, тракторные);
в) железнодорожные краны;
г) мачтовые грузоподъемные краны;
д) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема свыше 6 метров;
ж) строительные подъемники (грузопассажирские, фасадные);
з) грузоподъемные краны- манипуляторы грузоподъемностью свыше 5 тонн за исключением грузоподъемных кранов-манипуляторов предназначенных для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений или установленных на фундаменте;
и) экскаваторы, предназначенные для работы с крюком".
Правильно я понимаю, что в новой редакции №116-ФЗ, предполагается все краны мостового типа, исключить из понятия "передвижного технического устройства"? То есть, фактически все мостовые и козловые краны будут выведены из под действия №116-ФЗ?
Да опять хрен докричимся.
Ну, что-нибудь слегка "подкрутят" по "просьбам трудящихся" . Вот, уже, например, на НТС заговорили про переходный период.
"Участники секции №1 НТС Ростехнадзора представили предложения по доработке проекта о промышленной безопасности
11 Апреля 2019
В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на очередном заседании секции «Совершенствование государственного регулирования безопасности, надзорной и разрешительной деятельности» Научно-технического совета (НТС) обсудили проект федерального закона «О промышленной безопасности», сообщает служба.
Участники заседания представили предложения по его доработке, а также признали законопроект соответствующим целям реализации Основ государственной политики России в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
Как ранее сообщал RISKNEWS, основные задачи нового закона включают в себя дистанционный мониторинг состояния промбезопасности, установление правового статуса организаций научно-технической поддержки, совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промбезопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций.
По словам Дмитрия Яковлева, начальника Правового управления Ростехнадзора, ведомство хотело бы установить переходный период на 2-3 года для полного вступления закона в силу. Уже есть рабочая группа по обсуждению проекта, в нее входят представители ТПП, РСПП и другие общественные объединения.
Также на заседании секции были рассмотрены предложения по изменению порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) и перечня включаемых в нее сведений, и вопросы об идентификации ОПО и обеспечения предотвращения проникновения на них".
Они уже десять лет как есть:
"15/07/2014
Приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 № 102 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах". Приказ зарегистрирован Минюстом России 16.05.2014, рег. № 32308, официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 07.07.2014 № 27 и вступает в силу с 08.10.2014."