Доброго времени суток!
Хочу поднять новую тему - состав работ при проведении ЭПБ зданий и сооружений. А именно: надо ли при ЭПБ ЗиС смотреть наличие датчиков загазованности, систем оповещения, связи и прочих систем безопасности зданий / сооружений (имеется в виду, что требования по таким системам есть в соответствующих ФНиП, но прямо нигде не указано, что проверять их надо именно в составе ЭПБ ЗиС). Интересны мнения участников по данному вопросу.
Если в соответствующих нормативных документах указано обязательное наличие подобных систем, датчиков и т.п. в зданиях/сооружениях, значит Вы, как эксперт, обязаны в рамках проведения экспертизы проверить их наличие и документацию на них.
Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (пр. 538 от 2016 года) не предусмотрено ничто другое, кроме как (п.21) полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов и оценка фактического состояния зданий и сооружений, для чего проводится их обследование. Документы указаны в п.21.3, обследование в п. 21.4. Ни о каких датчиках, систем оповещения. связи и прочих речи не идет. Если в ФНПБ естьуказания на такие и другие устройства, то они проверяются на работающем предприятии соответствующими компетентными инспекциями, такими как СЭС, МЧС, РТН, экологами и прочими, а также в процессе других назначенных или заказанных экспертиз.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":
"6) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
...
21) система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;.."
То есть, системы, обеспечивающие безопасность -- неотъемлемые части здания. Следовательно, при проведении ЭПБ эксперт должен проводить оценки соответствия не только строительных конструкций, но и "...датчиков загазованности, систем оповещения, связи и прочих систем безопасности зданий".
Подскажите наименование документов и пункты в отношении промышленной безопасности которым должны соответствовать эти системы?
Не все системы безопасности относятся к компетенции экспертизы промбезопасности. Не надо взваливать на нас, специалистов по ЭПБ ЗиС ответственность за ВСЕ. То что нам следует смтреть указано в ФНПБ пр. 538.
Например, "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" пункты: 6.1.5, 6.4.1, 8.14, 8.2, 8.7.
а в металлургии или нефтедобыче?
Например, "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов" пункты: 27, 102, 109, 110, 236-240, 262-263.
"Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" пункты: 30, 90, 142, 380, 395, 549-550, 577, 617, 659, 1160-1161.
Не все системы безопасности относятся к компетенции экспертизы промбезопасности. Не надо взваливать на нас, специалистов по ЭПБ ЗиС ответственность за ВСЕ. То что нам следует смтреть указано в ФНПБ пр. 538.
Если вы имеет в виду пункт 21.4 ФНП 538, то да -- в нем описан состав работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений. Но, обследованием строительных конструкций ЭПБ не ограничивается.
Более того -- с формальной точки зрения обследование может проводиться не самой экспертной организацией, а лабораторией по договору субподряда, у которой нет экспертов по ПБ и лицензии.
Поэтому, "в случае чего", спрос будет с эксперта , который не в полной мере выполнил оценки систем зданий важных с точки зрения безопасности.
А чем ограничивается ЭПБ зданий? Если не правилами проведения экспертизы промбезопасности? Нашей с Вами эрудицией?
Что касается 384-ФЗ Техрегламент о безопасности зданий, то следует иметь ввиду область его применения, Статья 3, пункт 3: не распространяется на безопасность технологических процессов.
1. А, чем вообще ограничивается ЭПБ любого объекта, а не только здания? Согласно статьи 13 №116-ФЗ, практически ничем: "Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники".
"В случае чего" следователь обязательно ткнет эксперта в слова о всесторонности и полноте исследований и последнему будет сложно доказать, что он должен был дать оценки только строительным конструкциям здания, но не должен был смотреть на датчики загазованности, связь, сигнализацию и т.п. системы.
2. Ответ РТН про 384-ФЗ в приложенном файле.
<Письмо> Минстроя России от 01.03.2018 N 7599-АБ/08 <О разъяснении понятия "сооружение">
Минстрой России разъяснил отличие здания от сооружения
Сообщается, что в соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Указанное определение содержит четкие критерии, которым должен отвечать объект, чтобы являться зданием в соответствии с градостроительным законодательством РФ. Объекты капитального строительства, не отвечающие вышеуказанным критериям, относятся к иным категориям.
Так, пункт 23 статьи 1 Закона N 384-ФЗ определяет сооружение как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.