Уважаемые коллеги, на эксплуатируемом ОПО построенному по проекту разработанному "НИИпроект" (условно) и пущенному в эксплуатацию в 2003 г, в связи с вступлением в силу в 2013 году ФНиП возникли отступления от этих ФНиП. В этой связи в случае, если при эксплуатации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Вопрос: в данном случае кто может разработать обоснование безопасности ОПО, "НИИпроект" или любая другая проектная организация ни каких проектов в отношении данного ОПО не разрабатывавшая?
СТ-НП СРО ССК-05-2013 п 3.5. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектировщик): физическое или юридическое лицо, выполняющее определенный вид или виды работ по подготовке проектной документации.
Сергей Владимирович, Вы не правы - ФЗ-116 оговаривается необходимость разработки ОБ и в случае выявления отступлений от требований ФНП в процессе эксплуатации ОПО. Многое зависит и от поднадзорности объекта - у химнадзора существовало (ПБ 03-540-03) и существует до сих пор (п.1.5 ФНП ОПВБ) обязательное требование по приведению действующих ОПО в соответствие положениям вновь вышедших НПА. Ну а по "закон обратной силы не имеет" - юристами данное положение Конституции рассматривается только в отношении административного и уголовного законодательства
Алексей Васильевич, ниже дан ответ, с которым я полностью солидарен. Проектом ОПО устанавливаются отступления от ПБ, которые возникнут в процессе его эксплуатации, и после разработки проекта до ввода ОПО в эксплуатацию разрабатывают ОБ. А не так, как Вы говорите - ОПО запустили, потом выявили несоответствия ПБ и принялись ОБ разрабатывать. В таком случае ОБ уже не поможет (поздно пить боржоми) - нужно устранять отступления.
Сергей Владимирович, Вы видимо уже забыли с чего начиналась полемика - имеется ОПО 2003 года постройки, выявлены несоответствия требованиям ФНП, вышедших в 2013 году и несоответствия необходимо устранить. Если же какие-то несоответствия даже в процессе реконструкции/технического перевооружения ОПО устранить невозможно, то для этого случая и разрабатывается ОБ.
Вот именно - если сейчас есть проект на реконструкцию (только на реконструкцию, а не техперевооружение!), а если такового нет, то нет оснований для разработки ОБ. А я так понял, что отступления есть, а проекта на реконструкцию нет.
Пункт 1.5 Общих правил "канул в лету" (Приказ Ростехнадзора от 26.11.2015 N 480). Так что такого требования нет. Если выдано предписание по этих отклонениям от сегодняшних требований, то целесообразно сделать проект технического перевооружения и устранить их. А обоснование надо делать лишь в том случае если привести объект к сегодняшним требованиям невозможно.
Про п. 1.5 Общих правил - согласен, не удосужился заглянуть в изменения, но в ряде ФНП (напоример ФНП ХОПО, ФНП ПРВ) остались требования к эксплуатирующей ОПО организации по проведению комплекса мероприятий для приведения ОПО в соответствие их требованиям. В случае же невозможности устранения несоответствий и должно разрабатываться ОБ.
Устранить отступления бессмысленно, менять то же ни чего нет смысла, т. е. реконструировать не чего, а ОБ разрабатывается в рамках проекта на строительство или реконструкцию. Возможно ли разработчику проекта на строительство разработать ОБ? Суть вот в чем: установлены насосы для вязких ЛВЖ, ГЖ - шестеренные, ротационные, Пр. 96 однозначно разрешает только центробежные, которые в этих условиях работать не будут. Прежде в ПБ были варианты использования других типов насосов.
Михаил Александрович, а на основании какого пункта "Общих правил взрывобезопасности..." Вы делаете вывод о том,что для перекачивания ЛВЖ/ГЖ однозначно разрешаются только центробежные насосы?
Подозреваю п. 5.4.7.
Да, 5.4.7.
Михаил Александрович, п. 4.5.7 Общих правил.. устанавливает требование к типу уплотнений (бессальниковые, торцевые) применяемых центробежных насосов для ЛВЖ и ГЖ. Пункт не содержит прямого запрета на применение иных типов насосов, а значит их применение возможно. Ну а основополагающим, по моему мнению, является п. 4.1.6 этих же ФНП
Больших сомнений нет, разве, что является ли на данный момент разработчик проекта ("НИИпроект") лицом, осуществляющим подготовку проектной документации? Или ему нужно "затеять" какие то изменения в проекте на строительство, что повлечет, в свою очередь, госэкспертизу.
Вот только это обоснование и экспертиза на него должны быть приложены к проектной документации и вместе с ней зайти на (гос)экспертизу.
Вот разъяснение РТН, на всякий случай http://www.gosnadzor.ru/public/reception/faq/2016-09-05/index.php
Был и остается разработчиком, но ОБ разрабатывается лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта. Мне видится, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации и разработчик проекта несколько разные понятия по статусу, если разработчик проекта выполняет определенный вид или виды работ по подготовке проектной документации, то да. Может, конечно я ошибаюсь, но для меня это не праздный вопрос и спасибо за дискуссию, может еще есть какие то мнения.
СТ-НП СРО ССК-05-2013 п 3.5. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектировщик): физическое или юридическое лицо, выполняющее определенный вид или виды работ по подготовке проектной документации.
может еще есть какие то мнения
Оспорить данный пункт(ы) ФНП 96 в судебном порядке, как явно противоречащие требованиям законодательства а области пром. безопасности и тех. регулирования)