По ГОСТ 17032-2010 допускают пневмоиспытания резервуаров. 0.07 МПа для резервуаров с коническими днищами. Такое давление изготовленные нами резервуары 25 м3 и 50 м3 не могут выдержать. Подскажите как правильно рассчитать давление сосудов, работающих под налив, со ссылками на НТД. Именно пневмоиспытания. Т.к. конструкции в полной готовности, окрашены
Если подходить к этому вопросу формально, то резервуары являются СООРУЖЕНИЯМИ, а не сосудами (аппаратами), поэтому должны рассчитываться в соответствии с требованиями п. п. 6.1.28 СП 43.13330.2012.
"Слабым звеном" в вашем резервуаре является пологое коническое днище и его узел сопряжения с обечайкой, поэтому допускаемое избыточное давление можно попробовать определить по формулам п. п. 8.3.9 ГОСТ 34233.2.
Есть одно существенное отличие РГС от сосудов (аппаратов) ! Оно состоит в том, что РГСы изготовляют очень тонкостенными в отличии от сосудов (аппаратов) и их днища немного деформируются (выпучиваются) под действием гидростатического давления, поэтому расчёты по ГОСТ 34233.2 могут дать не верные результаты, т. к. все сосуды (аппараты) рассчитываются по безмоментной теории прочности, без учёта деформации оболочки.
Я свои расчёты РГС делаю по книжке: "Проектирование и расчёт стальных цилиндрических резервуаров и газгольдеров низкого давления. Нехаев Г. А. 2005 г.", её нетрудно скачать из "интернета".
При расчёте днища резервуара работающего под наливом (без избыточного давления) за расчётное давление принимается гидростатическое давление в середине днища.
Обязательно для РГС необходимо провести расчёт от воздействия опорных нагрузок по ГОСТ 34233.5.
Спасибо за ответ. Но все таки, как правильно провести ПИ, при каком давлении это делать? Гидравлические испытания однозначно бы показали пригодность РГС к дальнейшему применению, но их мы не можем провести, т.к. резервуар в полной готовности- окрашен. Т.е. остаются только ПИ. При их проведении уже при 0.04 мПа начинается деформация днища. Мы прерываем ПИ, приемка заявляет о непрохождении ПСИ.
Вы имеете право сами назначать величину давления при ПИ как завод-изготовитель, только нужно обосновать его расчётами на прочность. То что днища деформируются, это не страшно, после снятия давления форма восстановится, самое главное, чтобы сварной шов приварки днищ был двусторонний с полным проплавлением ! Давите смело 0,07 МПа, не бойтесь, напряжения в днищах не будет превышать предела текучести, а значит остаточной деформации не будет ! Но лучше, на всякий случай сделать расчёт на прочность ! Присылайте мне договор и исходные данные и я вам сделаю расчёт, если сами не умеете.
Спасибо. Расчеты на прочность сделаны. В программе ПСИ прописали РД 26-12-29-88. Вы указываете , что мы сами вправе назначить величину давления ПИ. Но на основаниии каких НТД. В акте ПСИ прописали 0,0625 мпа. Заказчик пишет, что не принимает, ссылается на 17032-2010, п. 7.3. В связи с этим указывает, что товар не соответствует.
Что касается люка то он должен изготавливаться согласно ГОСТ на определение значение условного (рабочего) давления как и штуцера при этом если они не держат давление то это опять не правильный выбор данных узлов. При этом если резервуар поставляется на место монтажа частями и до изготовление будет на монтаже то и ГИ (ПИ) надо проводить после монтажа до нанесения защитного ЛКП п.7.1 ГОСТ 17032-2010
У Вахнина Андрея Анатольевича речь шла о пропуске прокладки (уплотнения), это не говорит о том, что люк не держит (деформируется) пробное давление. Прокладка вполне может протекать если крепёж (болты) не рассчитаны на пробное давление, что вполне допускается.!
Это следует отсюда !
ГОСТ 34347-2017
7.11 Испытание на прочность и герметичность
Примечания
1 Пробное давление испытания сосуда необходимо определять с учетом минимальных значений расчетного давления и отношения допускаемых напряжений материалов сборочных единиц (элементов сосуда), работающих под давлением, за исключением болтов (шпилек), а также теплообменных труб кожухотрубчатых теплообменных аппаратов.
8 Если для обеспечения условий прочности и герметичности при испытаниях возникает необходимость увеличения диаметра, количества или замены материала болтов (шпилек) фланцевых соединений, допускается уменьшить пробное давление до максимального значения, при котором при проведении испытаний обеспечиваются условия прочности и герметичности болтов (шпилек) без увеличения их диаметра, количества или замены материала.
Если такие примечания есть, значит случаи с пропуском из-за болтов бывают !
Насчёт болтов, что они сразу рвутся или срывается резьба на гайке при её недостаточной высоте и мелком шаге резьбы согласен с вами, т. к. как правило болты изготовляются из сталей с высоким содержанием углерода (Сталь 35 и выше). Может быть крышка люка не рассчитана на обеспечение герметичности при избыточном давлении, а только обеспечивает герметичность при отсутствии избыточного давления в резервуаре, вполне такое может быть.
В его (Вахнина А А) случае, как я понял, резервуар работает без избыточного давления, под гидростатическим (т. е. не более 0,032 МПа), пробное давление должно быть 1,25*0,032=0,04 МПа. Согласно п. 7.3 ГОСТ 17032 пробное давление при ПИ 0,07 МПа намного больше требуемого по расчёту для ГИ. Поэтому случай с "недержанием" болтов и крышки допускаю.!
ГОСТ 34347-2017
А этот ГОСТ тут при чём?
Тогда уж лучше вот этот: ГОСТ Р 56575-2015
ГОСТ 34347-2017 ни при чём, причём слова написанные в ГОСТе (специально написал для "слабоумных"). Если вы умеете оперировать только ГОСТами, а не научными знаниями, то вы "дерево (дуб)" как любой полковник, который знает только Устав.
"И если даже форма днища не вернётся в проектное положение, а будет ближе к выпуклому, это даже лучше с точки зрения прочности ".
Если форма днища не вернется к проектному, то с точки зрения прочности-это возникновение остаточных деформаций, т.е. нарушение прочности (пластическая деформация), что недопустимо. К тому же не станете же Вы покупать новый авто с мятым боком. Я бы не покупал РГС с раздутым днищем.
Пластической деформации при давлении 0,07 МПа не будет, если всё сделано по ГОСТ !
Деформация с изменением формы может быть и не пластической. Если, например, к вогнутой пластине приложить усилие то она превратится в выпуклую без пластической деформации, это называется: "новая форма устойчивости".
В любом случае нужно проверить их расчёты на прочность, возможно они выполнены неправильно ! Сейчас многие прикрываются "новомодными" компьютерными программами, а на деле в сопромате "ни бум бум".
это называется: "новая форма устойчивости"
в сопромате "ни бум бум"
В дисциплине "Сопротивление материалов", нет такого термина - "новая форма устойчивости".
Если, например, к вогнутой пластине приложить усилие то она превратится в выпуклую без пластической деформации
О том что из этого получится, можно будет судить после снятия "усилия", если форма пластины вернется в исходное положение - упругая деформация, не вернется - пластическая.
Не рассуждайте о том, чего вы не знаете наверняка, это может сильно подмочить вашу репутацию.
Демогог.
Советую почитать примеры потери устойчивости (и переход к новой форме устойчивости деформированной оболочки) цилиндрических оболочек СА 03-008-08 приложение 1 термины и определения, П2.4. Устойчивость. (новые формы устойчивости цилиндрической оболочки показаны на рис. П2.3.)
Если из прочитанного ничего не поймёте, то дальнейшая дискуссия с вами бесполезна.
п. с. С магистром Йодой джедаи не спорят, а внимают его наставлениям.
Вот вам наглядно на фото показана новая форма устойчивости стенки силоса после её деформации https://www.nadzor-info.ru/post/64619#136626
Вот Вам "Аудитор ПБ (скромный джедай с ДВ)" очень полезная научная статья про устойчивость цилиндрических оболочек.
Деформация с изменением формы может быть и не пластической
Вы "коверкаете/выворачиваете" смысл сказанного.
В контексте обсуждения, речь идет о циклическом нагружении емкости (Гидр. Пневм. Испытании), вы-же говорите о постоянно приложенном усилии, на примере своей "пластины".
И если даже форма днища не вернётся в проектное положение, а будет ближе к выпуклому, это даже лучше с точки зрения прочности
Это будет лучше, с "точки зрения прочности" (предположительно), когда днище перед сборкой изначально будет иметь выпуклую форму, а не тогда, когда днище деформировали принудительно в уже готовой конструкции, при наличии сварных соединений по его периметру и телу самого днища. ИМХО.
Ваш разум блуждает в тёмном лесу невежества.