Обращая свой гнев на сертификаторов, вы не вполне правы: во всех старых стандартах есть один хитрый пункт - конструкция крана должна соотвествовать требованиям ПБ. Поскольку изменения в стандарты не вносились - пункт действует! Кроме того, вы забываете о работе ТК-289 "Краны": за последние 3 года выпущены стандарты, закрывающие пробелы: ГОСТ 32575.2–2013 (ИСО 10245-2:1994) Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные (использованы положения стандарта ИСО 10245-2:2014) ГОСТ 32575.3–2013 (ИСО 10245-3:2008) Ограничители и указатели. Часть 3. Краны башенные ГОСТ 32575.4–2013 (ИСО 10245-4:2004) Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые ГОСТ 32575.5–2013 (ИСО 10245-5:1995) Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые ГОСТ 32576.2–2013 (ИСО 11660-2:1994) Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 2. Краны стреловые самоходные ГОСТ 32576.3–2013 (ИСО 11660-3:2008) Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 3. Краны башенные ГОСТ 32576.5–2013 (ИСО 11660-5:2001)Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые ГОСТ 32577– 2013 Краны портальные. Общие технические требования ГОСТ 32578–2013 Металлические конструкции. Требования к материалам. ГОСТ 32579.1–2013 (ИСО 8686-1:2012) Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1: Общие положения ГОСТ 32579.2–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 2: Краны стреловые самоходные ГОСТ 32579.3–2013 (ИСО 8686-3:1998) Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 3: Краны башенные ГОСТ 32579.4–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 4: Краны стреловые ГОСТ 32579.5–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5: Краны мостовые и козловые ГОСТ 32576.4-2014 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 4. Краны стреловые. ГОСТ 33173.1-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения. ГОСТ 33173.3-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 3. Краны башенные. ГОСТ 33173.4-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 4. Краны стреловые. ГОСТ 33173.5-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Мостовые и козловые краны. ГОСТ 33170-2014 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования. ГОСТ 33169-2014 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности. ГОСТ 33171-2014 Краны грузоподъемные. Металлургические и специальные краны. Общие технические требования ГОСТ 33168-2014 Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности. ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения. ГОСТ 33166.2-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 2. Краны самоходные. ГОСТ 33166.3-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 3. Краны башенные. ГОСТ 33166.4-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 4. Краны стреловые. ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые. ГОСТ 33167-2014 Краны погрузочные гидравлические. Требования безопасности. ГОСТ 33172-2014 Тали электрические цепные. Требования безопасности. ГОСТ 33173.2-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 2. Краны самоходные. Сейчас готовятся проекты ГОСТ: Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-1:2007) Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 2. Самоходные стреловые краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-2:2012) Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Башенные краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-3:2003, ISO 4306-3:2003/Amd.1:2011) Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Мостовые и козловые краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-5:2005) Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 16625:2013) ГОСТ Р Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия. Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 23813:2007) Краны грузоподъемные. Ограничители грузоподъемности. Общие требования. Краны грузоподъемные. Регистраторы параметров работы. Общие требования. Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 9927-1:2013) Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация. Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4309:2010) Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения. На базе ГОСТ Р 55179-2012 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения. На базе ГОСТ Р 55178-2012
Так что, далеко не все так плохо, как Вы думаете. Другое дело, что в перечни к ТР ТС 010/2011 эти стандарты попадут еще не скоро, поэтому и в старые стандарты пока изменения не вносятся.
ОТКАЗАНО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МИНЮСТОМ РОССИИ Приказ Ростехнадзора от 26.11.2014 N 528 "ОБ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" Письмо Минюста от 02.02.2015 N 01/10168-ЮЛ
Регистрации не подлежит однозначно, если г/п не превышает 10 т. Но: надо получать Разрешение на применение (п.3 и п.10 раздела 1; п.2 и п.10 раздела 2 Приложения №2 к Административному регламенту по выдаче разрешений), а также см. ст.2.3.4 и ст.2.4.7 ПБ 10-382-00 (таль должна соответствовать этим требованиям).
ТР "О безопасности ПТО" уже точно НЕ БУДЕТ! Что касается продления срока службы - да, наверное это будет орган ПО ОЦЕНКЕ ( не ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) соответствия, аккредитованный Росстандартом - в принципе, та же экспертная организация. Так уже сделано в лифтовой отрасли. В Вашем случае лицензия ведь не на устройство, а на эксплуатацию ОБЪЕКТА? Или я не прав?
Не согласен: все же выдача разрешения предусматривает Заключение, которое пишут специалисты экспертных организаций, а в сертификате скрыт процесс испытаний, на основании которых он выдан. Что касается равенства ошибок - Вы ведь не считаете, что авария литейного крана с ковшом 400 т и авария мостового крана общего назначения г/п 5 т ( а именно он подлежит обязательной сертификации по ТР), установленного на складе будут иметь одинаковые последствия? Или падение портального крана на корабль?
К сожалению, ТР о безопасности машин и оборудования не предусматривает обязательного подтверждения соответствия целого ряда машин, на которые РТН выдает Разрешения (в моей области: это все специальные мостовые краны (в том числе и металлургические, портальные краны и т.п.). Отменять разрешения для этого оборудования явно преждевременно. Кроме того, прежде чем отменять Разрешения, надо пересмотреть требования к квалификации ОС и ИЦ. Сейчас есть масса органов, аккредитованных чуть ли не на весь классификатор ОКП. Специалистов там нет, а сертификаты, в том числе и на соответствие ТР они выдают. Посмотрите рекламу в Яндексе - за 8 тыс.рублей - на серийное производство чего угодно и за 1 день!!! Ради интереса можно посмотреть также реестр сертификатов на сайте Росстандарта: там есть такие перлы, как сертификат на партию электрических талей китайского производства 3378 шт.! Хороша себе партия. Несмотря на полную логичность отмены разрешений, думаю, что на рынок пойдет поток непроверенной никем продукции с соотвествующими последствиями. Боюсь другого - как бы не вывели все оборудование, применяемое на ОПО, из обязаловки по техрегламенту…
Мне кажется, сейчас добывать эту книгу не актуально. С вступлением в силу техрегламента "О безопасности машин и оборудования" ПБ 10-382-00 теряют силу. В настоящее время идет разработка новых сводов Правил. 15 сентября (дата введения регламента) уже не за горами. Очень многое изменится.
Лучше искать РД 50:48:0075.03.05 Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей. ЗАО НПЦ «Путь» Согл. Ростехнадзо-ром письмом №09-03/897 от 06.05.2005. Только учтите - документ носит РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер и содержит немало ошибок (в частности, имеются разночтения с требованиями ПБ 10-382-00)
Привожу выдержки из: ПБ 03-246-98 5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном ПОРЯДКЕ.
в 116-ФЗ: 5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном ПОРЯДКЕ. 4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном ПОРЯДКЕ. 5. ПОРЯДОК осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Т.е. везде "ПОРЯДОК", а новый документ именно так и называется. Если читать буквально, да еще в сравнении с РД 03-484-02, получается, что ПОРЯДОК продления срока службы технических устройств (И ТОЛЬКО ИХ, а не проектной документации и прочих объеков экспертизы) не предусматривает утверждения ЗЭПБ.
Приказом МПР РФ от 30.06.2009 №195 отменен РД 03-484-02. Основное отличие нового документа - отсутствие требования регистрации и утверждения экспертизы ПБ в органах РТН. Может ли кто-нибудь прокомментировать данное положение?
Именно поэтому в 99% случаев невозможно доказать вину экспертов при каких-либо неприятностях с краном после проведения экспертизы. В качестве примера: ГАИ после проведения техосмотра никакой ответственности за аварию по технической причине не несет - только владелец (или, может быть, ремонтник или изготовитель). Вообще, я считаю, что наша экспертиза должна больше интересовать не РТН, а страховые компании для квалифицированной оценки риска при страховании конкретного оборудования на конкретном производстве, и соответственно, определения размеров страховой премии. Ведь в Россию идет потоком б/у из-за рубежа именно потому, что суммы за страховку старого оборудования становятся непомерными.
Абсолютно со всем согласен. Отсутствие достоверных сведений для кранов, которым по 40-50 лет, сводит на нет все потуги оценки остаточного ресурса. Хорошо получается расчет кранов непрерывного технологического цикла (как с вагоноопрокидывателем), но обычно это краны режимов работы А6 и выше, для которых расчет на сопротивление усталости проводится на стадии проектирования, поэтому если достигнута наработка, установленная производителем, то что тут еще считать? Может быть что-то путное получится с применением приборных методов (коэрцитиметры и магнитная память и пр.), но к сожалению я с этой стороной вопроса не знаком. А регистраторы ставить надо до начала эксплуатации, а не через зо лет.
Нет, я имею в виду РД 24-112-5Р "Руководящий документ по оценке остаточного ресурса кранов мостового типа". В нем, правда, нет никакого расчета, но для кранов режима работы до А5 есть система экспертных оценок. Я пользуюсь этим РД, когда по расчету получается практически неограниченный ресурс, тогда перехожу к "назначенному". Получается примерно такая формулировка: "расчетная оценка показывает неограниченный ресурс металлоконструкций по критерию усталости. В соответствии с рекомендациями РД 24-112-5Р назначенный ресурс составляет 10 лет"
В 2002 г. Центральным аппаратом (а точнее - Управлением котлонадзора и подъемных сооружений) были согласованы методики оценки остаточного ресурса мостовых кранов, разработанные ЗАО "РАТТЕ", ВНИИПТМАШ и Уральским центром. Тогда в Управлении функционировал НТС, на котором они и рассматривались. Вам можно посоветовать согласовать свою методику на научно-техническом совете Вашего территориального управления для апробации, а потом обратиться в Управление энергетического и строительного надзора за согласованием. Предварительно надо запастись рецензиями.
ГОСТ 32575.2–2013 (ИСО 10245-2:1994) Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные (использованы положения стандарта ИСО 10245-2:2014)
ГОСТ 32575.3–2013 (ИСО 10245-3:2008) Ограничители и указатели. Часть 3. Краны башенные
ГОСТ 32575.4–2013 (ИСО 10245-4:2004) Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые
ГОСТ 32575.5–2013 (ИСО 10245-5:1995) Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 32576.2–2013 (ИСО 11660-2:1994) Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 2. Краны стреловые самоходные
ГОСТ 32576.3–2013 (ИСО 11660-3:2008) Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 3. Краны башенные
ГОСТ 32576.5–2013 (ИСО 11660-5:2001)Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 32577– 2013 Краны портальные. Общие технические требования
ГОСТ 32578–2013 Металлические конструкции. Требования к материалам.
ГОСТ 32579.1–2013 (ИСО 8686-1:2012) Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1: Общие положения
ГОСТ 32579.2–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 2: Краны стреловые самоходные
ГОСТ 32579.3–2013 (ИСО 8686-3:1998) Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 3: Краны башенные
ГОСТ 32579.4–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 4: Краны стреловые
ГОСТ 32579.5–2013 Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5: Краны мостовые и козловые
ГОСТ 32576.4-2014 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 4. Краны стреловые.
ГОСТ 33173.1-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения.
ГОСТ 33173.3-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 3. Краны башенные.
ГОСТ 33173.4-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 4. Краны стреловые.
ГОСТ 33173.5-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Мостовые и козловые краны.
ГОСТ 33170-2014 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования.
ГОСТ 33169-2014 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности.
ГОСТ 33171-2014 Краны грузоподъемные. Металлургические и специальные краны. Общие технические требования
ГОСТ 33168-2014 Краны грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности.
ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения.
ГОСТ 33166.2-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 2. Краны самоходные.
ГОСТ 33166.3-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 3. Краны башенные.
ГОСТ 33166.4-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 4. Краны стреловые.
ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые.
ГОСТ 33167-2014 Краны погрузочные гидравлические. Требования безопасности.
ГОСТ 33172-2014 Тали электрические цепные. Требования безопасности.
ГОСТ 33173.2-2014
Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 2. Краны самоходные.
Сейчас готовятся проекты ГОСТ:
Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-1:2007)
Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 2. Самоходные стреловые краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-2:2012)
Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Башенные краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-3:2003, ISO 4306-3:2003/Amd.1:2011)
Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Мостовые и козловые краны. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4306-5:2005)
Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 16625:2013)
ГОСТ Р Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия.
Краны грузоподъемные. Обучение персонала. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 23813:2007)
Краны грузоподъемные. Ограничители грузоподъемности. Общие требования.
Краны грузоподъемные. Регистраторы параметров работы. Общие требования.
Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 9927-1:2013)
Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация.
Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание,
проверка и отбраковка. Частичное применение МС с дополнением - EQV/NEQ (ISO 4309:2010)
Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения. На базе ГОСТ Р 55179-2012
Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения. На базе ГОСТ Р 55178-2012
Так что, далеко не все так плохо, как Вы думаете. Другое дело, что в перечни к ТР ТС 010/2011 эти стандарты попадут еще не скоро, поэтому и в старые стандарты пока изменения не вносятся.