День добрый.
Подскажите, кто проводит осмотр и проверяет техническое состояние подкрановых балок надземного кранового пути? Обследователи по ЗиС, при проведении экспертизы ЗиС, или обследователи по ПС, при КОП путей?
Сложилась интересная ситуация, в подкрановой балке нашли трещину в вертикальной стенке. Путь проходил комплексное обследование в прошлом году, данный дефект не был выявлен, в этом году проводилась экспертиза здания, трещину тоже не видели. Судя по подтекам ржавчины у трещины - трещина старая.
ЗиС овцы говорят, что проводят только визуальный осмотр балок с пола, а подробный осмотр балок лежит на обследователях по ПС.
ПС говорит, что за ними только состояние направляющих, а все что ниже их - относится к ЗиС.
Интересно кто лукавит ?
ЗиС овцы говорят....
ай-я-яй))))
Определение нагрузок от мостовых и подвесных кранов, в т.ч. расчет прочности и устойчивости балок кранового пути и их креплений к несущим конструкциям производится в соответствии с СП 20.13330.2011 "СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия"
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются подкрановые балки и фермы. Обследование производится в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"
Скорее ЗИС лукавит. Вопрос "филосовский" четкого разделения нет. ПРописывайте в ТЗ однозначно объем работ и вопросов не будет. ПСовцы обследуют крановый путь - оборудование - рельсы, тупики, знаки,линейки ... Подкрановые балки - строительные конструкции. В РД10-138-97 которое впрочем носит рекомендательный характер прописано обследование вплоть до фундаментов, но кто чего делает не разделено. ПСовцы должны были визуально все же блки осмотреть и трещину увидеть, а вот ЗиС должен бы обследовать по полной программе на мой взгляд.
Вопрос "филосовский"....
По крайней мере Вы на него четко ответили:
Подкрановые балки - строительные конструкции
Если смотреть обязательные требования к зданиям и сооружениям, где установлены ПС, то они также однозначно предписывают необходимость обследовать подкрановые конструкции (балки) в рамках ЭПБ ЗиС (п. 262 и приложение N 14 ФНП ПС).
Согласно п.216, 218 ФНП 533 комплексное обследование проводится рельсовых путей, а рельсовый крановый путь - устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу по РД 10-138-97. Соответственно ПС не должны делать строительные конструкции, но по существу если упадет подкрановая балка то и упадет сам рельсовый путь с ПС. Вопрос к ЗиСовцам как они проводят обследование например ферм? Тоже визуально снизу с пола? А на что ГОСТ 31937-2011?
И ЗИСовцы и ПСовцы должны смотреть подкрановые балки в любом случае. Отличие одно ЗИСовцы не смотрят направляющие а ПСовцы не смотрят конструкции на которые не опирается или не подвешивается крановый путь
Если следовать указаниям ФНП по ПС, то в пункте 265 кроме тупиковых упоров из пути ничего нет. А п. 266 гласит, что "Проверки, не указанные в пункте 265 настоящих ФНП, проводятся по требованию эксплуатирующей организации, если проверяемый параметр или проверяемая характеристика дополнительно приведены в паспортах указателей, ограничителей и регистраторов или в паспорте ПС."
Есть еще куча документов не надо оправдывать ПСовцев например РД 50:48:0075.03.05 Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей. См. п.3.1 приложение 5
3.1. Надземный крановый путь включает следующие основные конструктивные элементы, графическое изображение которых приведено в приложении 5:
направляющие;
стыковые и промежуточные скрепления;
балки кранового пути и колонны - для мостовых кранов;
стропильные фермы, балки перекрытия - для подвесных кранов;
путевое оборудование (тупики, троллеи, отключающие линейки и пр.);
знаки безопасности.
7.4.25. При полном техническом освидетельствовании проверяется наличие, оценивается фактическое состояние и проводится инструментальная выверка положения элементов кранового пути и путевого оборудования, проводятся испытания тупиковых упоров, ограничителей передвижения и элементов заземления пути.
7.4.29. Основная цель комплексного обследования:
определить техническое состояние путей, их узлов и соединений для объективной оценки степени пригодности путей к дальнейшей эксплуатации;
установить фактическое качественное состояние элементов и конструкций кранового пути и путевого оборудования;
А скажите пожалуйста, с чего это вдруг ПСовцам добровольно брать в руки сей замечательный документ, если он не НПА, а ФНП от них ничего кроме тупиков смотреть не требует!?
а как же п.216, 218 ФНП 533 комплексное обследование рельсовых путей
Комплексное обследование рельсовых путей не относится к экспертизе!!!!
Вот ответ Ростехнадзора на эту тему:
12 июля 2017 года
Вопрос:
В Ростехнадзор поступило обращение гражданина с вопросом о возможности самостоятельного проведения организацией, эксплуатирующей подъемное сооружение, периодического комплексного обследования рельсовых путей?
Ответ:
Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями в соответствии с п.п. 216-218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее - ФНП по ПС).
Действующими требованиями промышленной безопасности не предусмотрено специальных требований к организациям, занимающимся комплексным обследованием рельсовых путей.
На основании изложенного, если в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект с подъемным сооружением, имеется структурное подразделение с обученным и аттестованным персоналом, а также с инструментальной базой, достаточной для проведения работ указанных в п.п. 216-218 ФНП по ПС, то проведение комплексного обследования рельсовых путей допускается проводить силами упомянутого подразделения.
Вам повезло, что хоть визуально посмотрели.
У меня недавно был случай, что обследователи на балки даже посмотреть забыли
Круг замкнулся так и до оснований и фундаментов можно дойти. При хорошей осадке (просадке) основания в конечном счете вполне может обвалится подкрановая балка. РД 50:48:0075.03.05 Рекомендации и носят рекомендательный характер.
при хорошей осадке может и все здание разрушится
Все правильно Сергей Артурович с вводом ФНП №533 все документы (РД 11-127-96, РД 10-138-97, РД 50:48:0075.03.05) носят рекомендательный характер далее все на совести организации выполняющую комплексное обследование крановых путей. Раньше смотрели все а теперь можно и не смотреть "рекомендательный характер". Но не отметить дефекты которые видно невооруженным взглядом это преступление перед Заказчиком.
Спасибо всем ответившим.
Я так понимаю, чтобы исключить подобные ситуации в дальнейшем, придется подробно расписывать все работы при составлении технического задания на проведение и комплексного обследования путей, и экспертизы ЗиС.... А не указывать ссылки на соответствующие документы.
PS: К сожалению чем расплывчатее становятся пункты в Нормативной документации, тем "наглее" становятся подрядчики.