Доброе утро экспертное сообщество.
Предлагаю обсудить п.35 Правил (выводы заключения экспертизы). С п1) и п3) все понятно, но как трактовать "может быть применен при условии ... после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения..." Это один вывод или два.
Кстати о юристах, дело одно суд рассматривал касаемо заключений ЭПБ одной ЭО, так там было одно из решений что все несоответствия нужно устранять до начала эксплуатации, а сроки давать на устранения и при этом эксплуатировать продолжать - не законно (это в редакции ФНП ЭПБ которая отменилась с 1 января 2021). А теперь получается вроде как опять можно давать сроки на устранение, переливают воду из стакана в стакан эти законоЧУДОтворцы))
это как писали одно время "устранить при очередном техническом обслуживании"?
мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать
требованиям промышленной безопасности - это мероприятия до начала эксплуатации которые необходимо устранить;
мероприятия, при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать
требованиям промышленной безопасности - это мероприятия с которыми эксплуатировать можно до определенного момента (тут видимо по старой памяти указать срок на устранение, либо еще как), вот тут как раз и нужна фраза (в том числе
мероприятия, компенсирующие несоответствия)
Наверное в этой теме надо разместить. Какие будут мнения?
Мои комментарии к проекту ФНП по техническому диагностированию:
к пункту 8, 1): Я бы запретил эксплуатацию технических устройств, на которые отсутствует вся необходимая документация и ввёл строгое наказание за халатное отношение к ведению эксплуатационной документации, т. к. только при наличии документации и ведении строгого учёта работы и ремонтов обеспечивается полнота, всесторонность и достоверность технического диагностирования. Этим пунктом разработчики ФНП допускают халатное отношение к ведению документации.
к пункту 8 2): Этим пунктом разработчики ФНП ставят организацию проводящую диагностирование в полную зависимость от эксплуатирующей организации. Принцип независимости не соблюдается, а это значит, что работы будут проводиться за малую цену и выполняться безграмотными «специалистами», качество диагностирования будет снижаться, т. к. хозяева ОПО в качественно проведённых работах за нормальную цену, установленную в прейскуранте, не заинтересованы. Если уж предусматривать согласование программы диагностирования, то только в части подготовки технического устройства к диагностированию, чтобы заказчик подтвердил своей подписью качественную подготовку объекта. В настоящее время Заказчик в техническом задании размещает избыточные, незаконные и коррупционные требования к работам проводимым диагностирующей организацией, такие как например снятие и восстановление теплоизоляции, избыточное количество специалистов и приборов и т. д. За счёт этих требований тендеры выигрывают определённые заказчиком организации, которые делятся прибылью с отдельными руководителями ОПО.
к пункту 8: Ещё к этим пунктам я бы добавил обязанность заказчика предоставлять всю документацию необходимую для проведения технического диагностирования не позднее трёх месяцев до проведения работ по неразрушающему контролю, т. к. эксперты за короткое время не успевают изучить документацию, особенно когда 300 и более технических устройств.
вся страна остановится (ну или почти вся).
Согласитесь, что это говорит о падении культуры производства ниже плинтуса и, что нашей промышленности приходят кранты.
Это говорит о том, что раньше система комплектации оборудования эксплуатационной документацией, как и система планирования техобслуживания и ППР оборудования строились несколько иначе. И всё было нормально. А теперь какой-то "Важный Чин с Горы" прописал ерунду в ФНП и все вдруг стали нарушителями. Но им-то плевать, как теперь эксплуатационщики будут вертеться.
Дмитрий Викторович, ваша позиция по данному вопросам понятна, но позвольте я выскажусь с точки зрения бывшего эксперта, а ныне представителя эксплуатационной компании.
по. п. 8.1 в целом я с вами в общем согласен. Безалаберное отношение к текущей эксплуатационной документации это просто бич эксплуатирующих компаний, который нужно просто пресекать, но вот относительно документации, которая была ранее.. Порой происходит такое, что документации нет и, к сожалению, не будет, а оборудование в целом новое. В каждой области свои заморочки, поэтому я постараюсь по своей области привести пример наиболее понятно.
У меня есть пример из своего опыта работы, где документация на оборудование (печь) была утеряна (проект был, актуальные режимные карты имелись, эксплуатационная документация (текущая) вся велась, а вот руководства по эксплуатации, паспорт, документации на горелку (т.е. документации завода-изготовителя), исполнительной документации (в т. ч. отчета по пуско-наладке) и эксплуатационных документов до 2017 года не было). Чтобы хоть как-то восстановить документы и провести ЭПБ, по шильдику запрашивали документы от завода-изготовителя оборудования (паспорт и РЭ). В ответ получил информацию, о том, что модель данной печи является устаревшей (хотя оборудование 2010 года), документация не сохранилась. От производителя горелки была получена в целом такая же информация.
Оборудование в целом нельзя сказать что старое (на момент, когда я проводил ЭПБ, срок службы не превышал даже 10 лет, оборудование не изношено), но из-за утери разрешения на применение и исполнительной документации инспектор выписал предписание, по которому необходимо провести ЭПБ.
Если я понял вашу логику, то при проведении ЭПБ нужно просто зарубить данное ТУ (нет разрешение на применение – это довольно большая проблема), но, по сути, заказчик и обратился к компетентной организации с вопросом не только исполнения предписание, а в целом с вопросом: ТУ соответствует требованиям и может быть безопасно эксплуатироваться или нет.
Относительно горелки есть четкие требования обеспечения пром. безопасности и грамотные эксперты с диагностами могут оценить их без всякий проблем, печь тоже можно рассчитать и оценить будет ли топочная часть выдерживать нагрузки или нет (хоть и геморройно, но можно) т.е. оценить безопасно ли эксплуатировать ТУ или нет – экспертная организация может.
Поэтому в данном случае данная формулировка в целом, имеет место быть (повторюсь текущая эксплуатация ТУ имелась и ведение текущей эксплуатационной документации соблюдалось).
Хотя не стоит отрицать очевидное. формулировка пункта (как и правил, если честно), конечно, так себе.
Как они себе представляют использование проектной и исполнительной (особенное исполнительную) документации другого (стороннего) технического устройства аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных) – непонятно..
По п. 8.2. ситуация тоже на мой взгляд не однозначная. Тут я поделюсь опытом работы эксплуатанта. Необходимо было провести ЭПБ на оборудование. Провели тендер, выбрали компанию, которая поставила не наименьший ценник (и весьма неплохой с точки зрения общего рынка). Хорошо, что при подготовке ТЗ и договор внесли необходимость согласование программы и в последующем ЭПБ (да, это ставит экспертную организацию в крайне невыгодное положение, но я настоял на данном вопросе) с нами, так как даже на этапе программы стало понятно, что задача, которая стояла перед экспертной организацией (а именно оценить реальное состояние объекта, и на основе реального состояния дать оценку соотвествии), не выполнялась из разряда совсем. ЭПБ планировалась проводиться только по верхам (мин. требования), и даже когда со ссылкой на ТЗ попросили увеличить объемы исследования и состав исследований был получен ответ: «Да зачем? В соотвествии с п. 1 ст 3 ФЗ 116 требования пром. безопасности – это требования, установленное в постановлениях правительства и ФНП. В ФНП, ТР ТС таких требований нет — значит проводить данные работы не обязательно, а РБ по диагностированию (утверждённые приказом РТН, действующие и которые, самое забавное, включены в перечни П-01-01-2021) не обязательны. К нашим ЭПБ у инспекторов никогда не было вопросов». Часть работ, чтобы соответствовало ТЗ были включены, а остальные обязательные и важные работы, которые прямо необходимо проводить чтобы оценить фактическое состояние оборудование – нет. По итогу долго бодались по данному вопросу, но смогли обязать провести обследование объекта в нормальном составе.
Поэтому с точки зрения эксплуатанта, для меня данный пункт актуален, хотя опять же согласен с вашей точки зрения.. В бытность эксперта сталкивался и не раз с тем, что заказчики говорили фразу: «Проводить работы не будем, так как останавливать ТУ не выгодно для производства. Так как вы не хотите такую ЭПБ делать (без исследования), найдем тех, кто хочет».
К сожалению, рынок перенасыщен неквалифицированными экспертами, как и компаниями, которые проводят работу для того, чтобы заработать денег, а не реально оценить фактическое состояние оборудования. И порой складывается такое ощущение, что некоторые люди «сохранились» в прошлом году, поэтому им море по колено и можно делать все что вздумается.
Если я понял вашу логику, то при проведении ЭПБ нужно просто зарубить данное ТУ
Нет, Вы не правильно поняли мою логику Егор Александрович. По моей логике лицо ответственное за эксплуатацию технического устройства должно лишаться ежемесячно части зарплаты в качестве наказания за нарушения при ведении эксплуатационной документации, только в этом случае будет полный порядок.
Каждое техническое устройство должно быть укомплектовано эксплуатационной документацией таким образом, чтобы любой, вновь пришедший работник, вместо уволившегося мог разобраться по этой документации, как обслуживать и эксплуатировать каждое конкретное устройство, чтобы не было ситуаций когда пенсионера не кем заменить. Т. е. Руководства по эксплуатации должны быть составлены очень подробно, так, как это делают изготовители или проектировщики, а не экспертная организация, составляющая РЭ общими словами.
Например в моём регионе на все "старые" технические устройства эксплуатируемые на НПЗаводах составлены типовые РЭ "БашНИИнефтемашем", для "отмазки", чтобы никто не придирался, по которым невозможно разобраться как их эксплуатировать.
Технологические регламенты тоже составлены очень "халтурно" на многих предприятиях и не соответствуют фактическому технологическому процессу.
Диагностирование на ОПО I и II класса опасности проводят только диагностические организации.
Диагностирование на ОПО III и IV класса опасности проводят организации, проводящие диагностирование.
https://www.youtube.com/watch?v=orbFDdlq1ig
Таким образом, если организация ,проводящая диагностирование НЕ является диагностической организацией, она не может проводить диагностирование в качестве диагностической организации на ОПО 1 и 2 класса, но может на ОПО 3 и 4 класса. в качестве организации, проводящей диагностирование. Осталось выяснить критерии диагностической организации )))
Как и кто будет проверят наличие трех специалистов по обследованию или диагностированию?
https://www.risk-news.ru/articles/vladimir-kotelnikov-segodnya-otsutstvuet-edinyy-podkhod-k-otsenke-znaniy-spetsialistov-po-tekhniches/
"- Но в итоге это выглядит так, будто в очередной раз просто всех загоняют на переаттестацию.
- Это, конечно, не так. Идет эволюция системы промышленной безопасности, развитие системы государственного управления." с
Это, канешна, так. Наши эволюционеры в очередной раз состригут бабла с "сотни тысяч" с специалистов, на которых будет распространятся профстандарт. И обучение, которое якобы "всегда остается за скобками" с , возьмет на себя "группа из трех лиц" - "те же и поручик Ржевский". А насчет "можешь готовиться самостоятельно" с - так и будем делать. Хотя... куда уж нам до супермегагиперdblэкспертов, которые ЗНАЮТ решение задачи про мембрану и сдают тесты на аттестации за 30 минут )))
А что, будут такие требования???
РСПП и ТПП против однозначного результата экспертизы промышленной безопасности
9 Февраля 2022
Состоялось совместное совещание Комитета ТПП России по промышленной безопасности и Комитета РСПП по промышленной безопасности по вопросам изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Представители Комитетов выступили против однозначного подхода к формированию выводов заключений экспертизы промышленной безопасности (ПБ) технических устройств.
«С точки зрения практической составляющей не всегда можно подходить категорично: «да/нет» к выводам экспертизы. Сами требования промышленной безопасности не являются тем конкретным и определяющим критерием. <…> С таким однозначным подходом этот механизм будет нежизнеспособен», - прокомментировал ситуацию Председатель Комитета ТПП России по промышленной безопасности Борис Красных.
Зампредседателя Комитета РСПП по промышленной безопасности Олег Николаенко также высказался против категоричного подхода: «Предлагая подход «годен/не годен» никто не посчитал, сколько это будет стоить для экономики».
Ростехнадзор, в свою очередь, по поручению Правительства подготовил проект приказа «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». В актуальной редакции приказа заключение экспертизы может содержать один из двух выводов: объект экспертизы соответствует или не соответствует требованиям промышленной безопасности. Документ прошел общественные чтения, однако, не был поддержан рабочей группой Ростехнадзора. По словам начальника Правового управления Ростехнадзора Дмитрия Яковлева, в ведомстве готовы к доработке этого проекта.
«Предусмотреть разные подходы для разных видов экспертиз может быть выходом из ситуации», - предложил Председатель Комитета ТПП России по промышленной безопасности Борис Красных.
Ранее руководитель Ростехнадзора Александр Трембицкий заявлял о необходимости однозначного результата экспертизы.Об этом писал RISKNEWS.
Профстандарт в области промышленной безопасности может быть расширен на экспертов
9 Февраля 2022
На совещании представителей Комитетов по промышленной безопасности ТПП России и РСПП прошло обсуждение изменений в Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также был рассмотрен проект приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральный нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». В ходе конференции поступило предложение предусмотреть возможность аттестации экспертов в рамках независимой системы квалификации.
«Стоит постараться все новое и позитивное, что было предусмотрено законопроектом, сохранить и, в частности, возможность подтверждения квалификации эксперта в рамках системы независимой оценки квалификации с учетом того профессионального стандарта, который сделан <…> возможно, даже с расширением самой сферы применения этого профстандарта», - отметил начальник Правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев.
При этом, по словам Яковлева, принципиальным вопросом для Генеральной прокуратуры стало сохранение системы лицензирования организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности. В рамках терминологии проекта по внесению изменений в 116-ФЗ понятие «экспертизы промышленной безопасности» планировалось изменить на «техническое диагностирование технических устройств и обследований зданий и сооружений». Однако, Дмитрий Яковлев усомнился в целесообразности такого подхода: «если говорить о лицензировании, то может быть и нет смысла переименовывать и создавать новый вид лицензируемой деятельности. Возможно, есть смысл оставить процедуру под тем же названием».
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере промышленной безопасности» был разработан на площадке ТПП России, о чем ранее сообщал RISKNEWS. Внедрением профессионального стандарта занимается Комитет по промышленной безопасности ТПП России.
Очередные новастя.
Изменения в ФНП ЭПБ теперь нормальные, без из...бств, меня устроили бы.
Изменения по 116 ФЗ:
статья 1, абзац одиннадцатый после слов «физическое лицо,» дополнить
словами «соответствующее квалификационным требованиям
соответствующего профессионального стандарта либо»
Т.е. теперь он будет выглядеть так:
эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям
соответствующего профессионального стандарта либо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.
Т.е. в моем понимании с 01 марта 2023 аттестация эксперта в области ПБ не является обязательной, достаточно соответствовать (как это подтвердить?) соответствующему проф. стандарту.