Дмитрий Сергеевич, вот это конкретное РБ особенно комично, поскольку в практике нашей экспертной организации за последние 5 лет были многократные отказы во внесении ЗЭПБ в реестр по причине того, что подземный газопровод называли в заключении техническим устройством (не по собственной инициативе, а по самодурству заказчика).
Дмитрий Викторович, но ведь ничто не может заставить экспертную организацию предпочесть РБ ТД РВС вместо РД 08-95-95 и РД 153-112-017-97. Все эти документы носят рекомендательный характер, при этом в РД ни слова про контроль трубопроводов орошения и пожаротушения. Одно дело, если заказчик в ТЗ к договору явно сослался на РБ, а в общем случае...
Кстати, немного отклоняясь от темы: в РБ ТД РВС до 31.12.2022 г. планируется внесение изменений - интересно, в какой части.
Правила безопасности ПРВ включили в ФНП ПБ ХОПО, приказ от 07.12.2020 г. №500, пп. 949-1217.
С одной стороны, в новом Положении порадовали п. 19 (будут публиковать условия типовых ситуационных задач в открытом доступе) и п. 31 (хоть как-то регламентировано устное собеседование). С другой стороны, смутил п. 17 - если читать его буквально, то получается, что пользоваться справочными материалами нельзя ни на одном из этапов экзамена (включая решение задач)...
Сергей Владимирович, но ведь при обсуждении можно не только критиковать написанное законодателями, но и предлагать. В данном случае - можно было бы внятно сформулировать область применения.
Понимаю, что в таком формате мы фактически делаем за законодателей их работу, но из двух зол (безграмотные действующие НПА или выполнение за нормотворцев их обязанностей) я бы выбрал второе.
Дмитрий Викторович, размазали-то отменно, спора нет (без иронии), вот только несвоевременно... На этапе общественного обсуждения проекта ФНП была реальная возможность повлиять на содержание итогового документа хоть в какой-то степени, а сейчас остаётся «махать кулаками после драки».
Но обсуждение всё равно важное и нужное. Слежу за темой, т.к. нам всем с этим жить в ближайшие годы...
Сергей Владимирович, даже в проекте ФНП было откровенное противоречие в части отнесения ТТ к сооружениям или техническим устройствам...
В первой редакции:
5. Настоящие Правила не применяются в отношении трубопроводов:
<...>
г) специального назначения (агрегатов, смазочных систем, являющихся неотъемлемой частью машин и оборудования);
Из Приложения №1:
Технологический трубопровод представляет техническое устройство (сооружение), состоящее из труб, деталей и элементов трубопровода, включая трубопроводную арматуру, отводы, переходы, тройники, фланцы и элементы крепления, защиты и компенсации трубопровода (опоры, подвески, компенсаторы, болты, шайбы, прокладки), плотно и прочно соединенные между собой.
Когда в ходе публичных обсуждений я (в числе прочих замечаний) указал на эту неопределённость, разработчик ФНП ответил дословно следующее:
Разрабатываемый документ распространяется как на трубопроводы сооружения (в понятии Грк, являющиеся результатом работ по проектированию и строительству) так и технические устройства (трубопроводы входящие в состав технических устройств, поставляемые совместно с техническими устройствами, проектируемые и изготавливаемые на основании конструкторской документации).
Но в доработанной редакции стало:
5. Настоящие Правила не применяются в отношении:
<...>
7) трубопроводов, являющихся неотъемлемой частью машин и оборудования (систем подачи смазки, охлаждающей жидкости, корпуса, части сосудов и аппаратов);
Получалось, что ТТ, на которые распространяется действие этих ФНП, могут рассматриваться как ТУ, если входят в состав технических устройств, поставляются вместе с техническими устройствами, но (одновременно) не являются неотъемлемой частью машин и оборудования.
Окончательную редакцию пока не читал, но прямо-таки предвкушаю «продолжение банкета»...
Я не претендую на истину в последней инстанции, но, как мне кажется, в ближайшее время в нашей сфере деятельности работы прибавится - в свете, допустим, вот таких новостей.
Раз модернизация чего-либо (хотя бы НПЗ) невозможна, будут эксплуатировать имеющееся оборудование не до полусмерти, а чуть ли не до физического разрушения. И это палка о двух концах: с одной стороны, больше заказов для ЭО, с другой - усилится давление со стороны заказчиков...
В целом - наша организация пока что работает штатно: участвуем в тендерах, закрываем текущие договоры, заключаем новые.
И вновь мы упёрлись в терминологию: как определять (методика) - это, безусловно, РБ, РУА и т.п., но на соответствие чему - только ФЗ, указы, постановления, ФНП. Следовательно, первым пунктом заключения ЭПБ должны идти ссылки на пункты ФНП, а в актах/протоколах - ссылки на НТД.
Замечу, что ГОСТ 34347-2017 можно использовать только в отношении сосудов, соответствие которых этому ГОСТу заявлено изготовителем (что следует хотя бы из ст. 4 162-ФЗ).
Также могу добавить (по опыту нашей ЭО), что для некоторых объектов существует возможность подтянуть документы, которые не содержат требований ПБ в смысле ст. 3 116-ФЗ, однако само соблюдение положений которых является требованием ПБ, например:
- п. 4 ФНП сетей газораспределения и газопотребления устанавливает необходимость соблюдения требований ТР о безопасности сетей газораспределения и газопотребления - следовательно, в первый пункт ЗЭПБ пишем применимые положения ТР (но тут ситуация двоякая, т.к. ТР утверждён постановлением Правительства, и его можно подтянуть ещё и по этому критерию);
- если касаться зданий и сооружений, ст. 6 384-ФЗ устанавливает обязательность соблюдения ГОСТов и СП, включённых в «Перечень национальных стандартов и сводов правил...», - следовательно, подтягиваем применимые положения ГОСТов и СП.
Не претендую на истину в последней инстанции, но с точки зрения действующего законодательства вроде бы всё стройно... К тому же, мы применяем эту схему как дополнительный рычаг воздействия на заказчика (в ситуации, когда он топает ножками, сучит ручками и пытается доказать, что его гнилое оборудование соответствует всему на свете).
Дмитрий Викторович, добрый день!
Из перечисленных Вами документов только ФНП взрывобезопасности относятся к нормативным правовым актам в области ПБ. Все остальные (РБ, РУА, ГОСТ) отнести к таковым нельзя в силу определения термина «экспертиза промышленной безопасности», приведённого в ст. 1 116-ФЗ (определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности <...> предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности), а также расшифровки понятия «требования промышленной безопасности», содержащейся в ст. 3 116-ФЗ (условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности).
Прилагаю информационное письмо Ростехнадзора, подтверждающее данную позицию.
Павел Владимирович, насколько мне известно, на сегодняшний день единственным документом, устанавливающим обязательные требования к оформлению результатов НК на ОПО, являются ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 г. №478.
Читаем первый абзац п. 13:
Результаты по каждому методу (виду) НК должны содержать сведения о проконтролированных объектах, параметрах, объемах и средствах НК, перечень документов, используемых при НК и оценке его результатов, информацию о времени (дате) и месте проведения НК, выводы о соответствии или несоответствии объекта НК установленным требованиям. Результаты должны фиксироваться в отчетной документации (журналах, формулярах, заключениях, отчетах, актах, протоколах) с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и подписями работников, выполнявших НК и давших заключение по результатам НК.
Собственно, и всё. При этом некоторые организации, эксплуатирующие ОПО, определяют формы актов по результатам НК в своих внутренних документах (СТО и др.) либо требуют оформлять в соответствии с конкретным ГОСТ, РД и т.п. Понятное дело, что при взаимодействии с ними надо придерживаться их форм, но с оглядкой на обязательные требования, изложенные в ФНП НК на ОПО.
Михаил Васильевич, ещё в марте текущего года на заседании Комитета по ПБ ТПП РФ Дмитрий Алексеевич Яковлев на мой прямой вопрос, будет ли ТД ТУ и ОТС ЗиС лицензируемым видом деятельности, ответил: «Нет, не будет».
Однако экспертиза ПБ останется лицензируемым видом деятельности, просто видов объектов экспертизы будет меньше (документация и ТУ до начала применения).
Могу предположить, что навязываемый Ростехнадзором II класс опасности обусловлен п. 11 Приложения 2 к 116-ФЗ:
В случае, если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1 - 10 настоящего приложения должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, <...> для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.
А вот зачем понадобилось ОБ - совершенно непонятно...